АДАПТАЦИЯ И ВАЛИДИЗАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОЛЬДЕНБУРГСКОГО ОПРОСНИКА ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Цель: В статье описываются психометрические характеристики русскоязычной версии Ольденбургского опросника выгорания (R-OLBI-S).
Методы: Поперечное исследование было проведено в НАО «Медицинский университет Астана» в период с октября по декабрь 2019 года. Всего приняло участие 696 студентов-медиков. Опрос проводился анонимно, используя ссылку на электронную форму. Исследование включало следующие шкалы для измерения выгорания: R-OLBI-S и Копенгагенский опросник выгорания. Статистические методы: частотный и конфирматорный факторный анализ, анализ конвергентной и дискриминантной достоверности и анализ надежности.
Результаты: Коэффициент альфа Кронбаха составил 0,858, KMO = 0,886. R-CBI-S достиг хороших уровней показателей согласия (χ2/df = 2,38, p<0,001, CFI = 0,986, TLI = 0,979, SRMR = 0,023, RMSEA = 0,045). Анализ конвергентной валидности показал, что AVE = 0,50 и CR = 0,80 для подшкалы «Отстраненность», AVE = 0,57, CR = 0,84 для подшкалы «Истощение». R-OLBI-S продемонстрировал хорошую надежность и валидность. Распространенность выгорания среди студентов составила 31%.
Заключение: Адаптированная и валидизированная русскоязычная версия OLBI-S (R-OLBI-S) является надежной методикой диагностики синдрома выгорания у студентов.
Айдос К. Болатов1, https://orcid.org/0000-0002-5390-4623
Дарига С. Смаилова2, https://orcid.org/0000-0002-7152-7104
Мейрамгул Д. Жорокпаева3, https://orcid.org/0000-0001-9101-654X
Ахат Д. Аманжолов3, https://orcid.org/0000-0002-5393-4187
Тельман З. Сейсембеков1, https://orcid.org/0000-0002-2129-7128
1 НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур-Султан, Республика Казахстан;
2 Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения»,
г. Алматы, Республика Казахстан;
3 НАО «Медицинский университет Семей», г. Семей, Республика Казахстан.
1. Bolatov, A. K., Seisembekov, T. Z., Askarova, A. Z., Baikanova, R. K., Smailova, D. S., & Fabbro, E. (2021). Online-Learning due to COVID-19 Improved Mental Health Among Medical Students. Medical Science Educator, 31(1), 183–192. https://doi.org/10.1007/s40670-020-01165-y
2. Demerouti E., Nachreiner F. (1998). Zur Spezifität von Burnout für Dienstleistungsberufe: Fakt oder Artefakt [The specificity of burnout for human services: Fact or artefact]. Zeitschrift für Arbeitswissenschaft, 52, 82-89.
3. Demerouti E., Bakker A.B., Nachreiner F., Schaufeli W.B. (2001). The job demands-resources model of burnout. Journal of Applied Psychology, 86(3), 499–512. https://doi.org/10.1037/0021-9010.86.3.499
4. Demerouti E., Bakker A.B., Vardakou I., Kantas, A. (2003). The convergent validity of two burnout instruments: A multitrait-multimethod analysis. European Journal of Psychological Assessment, 19(1), 12–23. https://doi.org/10.1027/1015-5759.19.1.12
5. Demerouti E., Mostert K., Bakker A. B. (2010). Burnout and work engagement: A thorough investigation of the independency of both constructs. Journal of Occupational Health Psychology, 15(3), 209–222. https://doi.org/10.1037/a0019408
6. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Huntington J.L., Lawson K.L., Novotny P.J., Sloan J.A., Shanafelt T.D. (2006). Personal life events and medical student burnout: a multicenter study. Academic medicine : journal of the Association of American Medical Colleges, 81(4), 374–384. https://doi.org/10.1097/00001888-200604000-00010
7. Estévez-Mujica C.P., and Quintane E. (2018). E-mail communication patterns and job burnout. PLoS ONE 13:e0193966. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193966
8. Gold Y., Michael W.B. Academic Self-Concept Correlates of Potential Burnout in a Sample of First-Semester Elementary-School Practice Teachers: A Concurrent Validity Study. Educational and Psychological Measurement. 1985; 45(4):909-914. doi:10.1177/0013164485454022
9. Halbesleben J.R., Demerout E. (2005). The construct validity of an alternative measure of burnout: Investigating the English translation of the Oldenburg Burnout Inventory. Work & Stress, 19(3), 208–220. https://doi.org/10.1080/02678370500340728
10. Mahadi N.F., Chin R.W.A., Chua Y.Y., Chu M.N., Wong M.S., Yusoff M.S.B., Lee Y.Y. Malay language translation and validation of the Oldenburg burnout inventory measuring burnout. Education in Medicine Journal. 2018;10(2):27–40. https://doi.org/10.21315/eimj2018.10.2.4
11. Maslach C., Jackson S.E. (1981). The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behavior, 2, P.99-113. doi:10.1002/job.4030020205
12. McCarthy M.E., Pretty G.M., Catano V. (1990). Psychological sense of community and student burnout. Journal of College Student Development May (31), 211-216.
13. Peterson U., Demerouti E., Bergström G., Samuelsson M., Åsberg M., Nygren Å. (2008). Burnout and physical and mental health among Swedish healthcare workers. Journal of Advanced Nursing, 62(1), 84–95. doi:10.1111/j.1365-2648.2007.04580.x
14. Schaufeli W.B., Taris T.W. (2005). The conceptualization and measurement of burnout: Common ground and worlds apart. Work & Stress, 19(3), 256–262. https://doi.org/10.1080/02678370500385913
15. Schaufeli W.B., Martinez I.M., Marques-Pinto A., Salanova M., Bakker A. (2002). Burn out and engagement in university students: A cross-national study. Journal of Cross-Cultural Psychology, 33, 464-481. doi:10.1177/0022022102033005003
16. Schaufeli W., Leiter M., Maslach C. Jackson S. (1996) Maslach Burnout Inventory-General Survey. In: Maslach C., Jackson S.E. and Leiter M.P., Eds., The Maslach Burnout Inventory: Test Manual, Consulting Psychologists Press, Palo Alto, CA.
17. Schuster M.D.S., Dias V.D.V. (2018). Oldenburg Burnout Inventory–validation of a new way to measure burnout in Brazil. Cien. Saude Colet. 23, 553–562. doi: 10.1590/1413-81232018232.27952015
18. Sedlar N., Sprah L., Tement S., Socan G. Internal structure of an alternative measure of burnout: study on the Slovenian adaptation of the Oldenburg burnout inventory (OLBI). Burnout Research. 2015;2(1):1–7. https://doi.org/10.1016/j.burn.2015.02.001
19. Taris T. W., Le Blanc P. M., Schaufeli W. B., Schreurs P. J. G. (2005). Are there causal relationships between the dimensions of the Maslach Burnout Inventory? A review and two longitudinal tests. Work & Stress, 19(3), 238–255. https://doi.org/10.1080/02678370500270453
Number of Views: 287
Bibliography link
Болатов А.К., Смаилова Д.С., Жорокпаева М.Д., Аманжолов А.Д., Сейсембеков Т.З. Адаптация и валидизация русскоязычной версии Ольденбургского опросника выгорания у студентов-медиков // Наука и Здравоохранение. 2021. 2(Т.23). С. 133-139. doi 10.34689/SH.2021.23.2.014Related publications:
ANALYSIS OF THE CURRENT SITUATION ON THE AVAILABILITY OF INFORMATION ON ONGOING CLINICAL TRIALS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
PROBLEMATIC SOCIAL MEDIA USE AND MENTAL BEING OF URBAN AND RURAL ADOLESCENTS IN KAZAKHSTAN
INFLUENCE OF THE COMPOSITION OF “VOLCANO MINERAL” PLANT AND ANIMAL RAW MATERIALS ON HUMORAL AND CELLULAR STRUCTURE OF THE IMMUNE SYSTEM
ESTABLISHING A FAMILIAL HYPERCHOLESTEROLAEMIA REGISTER IN THE REPUBLIC KAZAKHSTAN
EVALUATION OF ROOT CANAL CONFIGURATION OF MANDIBULAR FIRST MOLARS IN A KAZAKHSTAN POPULATION BY USING CONE-BEAM COMPUTED TOMOGRAPHY