СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И В МИРЕ
Введение. Для эффективного и безопасного управления оказанием комплексной медицинской помощи и удовлетворения потребностей пациента в уходе на уровне ПМСП необходимы высококачественные образовательные программы по семейной медицине (СМ). В странах с менее развитой системой первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) заявления о стандартах обучения для последипломного образования по семейной медицине встречаются реже. Целью данного исследования был обзор международных стандартов обучения в резидентуре по СМ для их последующего использования в качестве стандартного руководства по передовой практике при создании программ псолевузовского обучения в Республике Казахстан. Методы. Поиск литературы проводился в базах данных Medline и Google Scholar. Критериями включения были следующие публикации: тема исследования должна была относиться к СМ, доступ к полному тексту публикации, послевузовское обучение, образовательные программы резидентуры по СМ, компетенции и практические навыки резидентов СМ, методы оценивания знаний резидентов СМ. При поиске использовались следующие ключевые слова (MeSH) и их комбинации: семейная медицина; резидентура, послевузовское образование/обучение, образовательный стандарт и образовательные программы. Результаты. Было сложно получить стандартизированную информацию об образовательных программах в старанах с развивающейся системой ПМСП, например странах постсоветского пространства. Информация из 7 стран ЕС показала, что семейная медицина получила широкое признание как отдельная дисциплина. В этих странах академическое признание СМ привело к быстрому развитию за последние два десятилетия. Выводы. Положение общей врачебной практики в Республике Казахстан формально приемлемо, но все же потребуются большие усилия для достижения желаемого уровня ее признания и качества.
Нургуль А. Абенова¹, https://orcid.org/0000-0003-0395-9025 Гаухар С. Дильмагамбетова¹, Ляззат М. Жамалиева¹, Алима Р. Кашкинбаева¹, Юлия А. Замэ¹, Гульбахыт К. Кошмаганбетова¹ 1 НАО «Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова», г. Актобе, Республика Казахстан.
1. Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated December 15, 2020 No. RK DSM-263/2020 "On approval of the rules for the implementation of strategic partnership in the field of medical education and science." https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38466590 (accessed 21 Apr 2021). 2. Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated December 29, 2016 No. 729 "On approval of the Strategic Plan of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021". https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34068592 (accessed 21 Apr 2021). 3. Sharma M.A., Cheng N., Moore M., Coffman M., Bazemore A.W. Patients with high-cost chronic conditions rely heavily on primary care physicians. The Journal of the American Board of Family Medicine. 2014;27(1):11–12. doi: 10.3122/jabfm.2014.01.130128. 4. Flum E., Berger S., Szecsenyi J., Marquard S., Steinhaeuser J. Training Standards Statements of Family Medicine Postgraduate Training – A Review of Existing Documents Worldwide. PLoS ONE. 201611(7): e0159906. doi:10.1371/journal. pone.0159906. 5. Švab I., Pavlič D.R., Radić S., Vainiomäki P. General Practice East of Eden: an Overview of General Practice in Eastern Europe. Croatian medical journal. 2004;45(5):537-542. PMID:154 95276. 6. World Health Organization. Framework for professional and administrative development of general practice / family medicine in Europe. https://apps.who.int/iris/handle/10665/108066 (accessed 21 Apr 2021). 7. WFME Global Standards. https://wfme.org/standards/ (accessed 21 Apr 2021). 8. WFME Global Standards for Quality Improvement: Continuing Professional Development of Medical Doctors, 2015. https://wfme.org/standards/cpd/ (accessed 21 Apr 2021). 9. WFME Global Standards for Quality Improvement : Postgraduate Medical Education, 2015. https://wfme.org/standards/pgme/ (accessed 21 Apr 2021). 10. WONCA Global Standards for Postgraduate Family Medicine Education, 2013 https://www.researchgate.net/publication/317600970_WONCA_Global_Standards_for_Postgraduate_Family_Medicine_Education (accessed 21 Apr 2021). 11. European Training Requirements for GP/FM specialist training, 2018. https://www.woncaeurope.org/kb/european-training-requirements-for-gp-fm-specialist-training-%E2%80%93-euract-document-2018 (accessed 21 Apr 2021) 12. Michels N.R., Maagaard R., Buchanan J., Scherpbier N. Educational training requirements for general practice/family medicine specialty training: recommendations for trainees, trainers and training institutions. Educ Prim Care. 2018;29(6):322-326. doi: 10.1080/14739879.2018.1517391. 13. O'Shea E. Extension of training for general practice: a review of the evidence. Education for Primary Care. 2009;20(1):15-20. doi: 10.1080/14739879.2009.11493750. 14. Agius S., Lewis B., Kirk B., Hayden J. The perceived benefits of a two-year period of extended specialty training in general practice: the trainees' perspective. Education for Primary Care 2014;25(1):26-35. doi: 10.1080/14739879.2014.11494238. 15. Zarbailov N., Wilm S., Tandeter H., Carelli F., Brekke M. Strengthening general practice/family medicine in Europe - advice from professionals from 30 European countries. BMC Family Practice 2017;18(1):80. doi: 10.1186/s12875-017-0653-x. 16. Council directive 93/16 of 5 April 1993 to facilitate the free movement of doctors and the mutual recognition of their diplomas, certificates and other evidence of formal qualifications. Official Journal of the European Communities. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:31993L0016 (accessed 21 Apr 2021). 17. Directive 2005/36/ec of the European Parliament and of the Council of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications (Text with EEA relevance). Official Journal of the European Union. https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2005/36/oj (accessed 21 Apr 2021). 18. Papadakis M.A., Paauw D.S., Hafferty F.W., Shapiro J., Byyny R.L. Perspective: the education community must develop best practices informed by evidence-based research to remediate lapses of professionalism. Acad Med. 2012;87(12):1694–1698. doi:10.1097/ACM.0b013e318271bc0b. 19. American Board of Internal Medicine. Project Professionalism. Philadelphia: ABIM, 1995. 20. Blank L., Kimball H., McDonald W., Merino J. Medical profes- sionalism in the new millennium: a physician charter 15 months later. Ann Intern Med. 2003;138(10):839-841. doi: 10.7326/0003-4819-138-10-200305200-00012. 21. Doctors in society: medical professionalism in a changing world. Working Party of the Royal College of Physicians. Clin Med (Lond). 2005;5(6 Suppl 1):S5-40. PMID: 16408403. 22. Goold S.D., Lipkin M. The doctor–patient relationship. J Gen Intern Med. 1999;14(S1):S26–33. doi: 10.1046/j.1525-1497.1999.00267.x.
Number of Views: 200

Key words:

Category of articles: Medical education

Bibliography link

Абенова Н.А., Дильмагамбетова Г.С., Жамалиева Л.М., Кашкинбаева А.Р., Замэ Ю.А., Кошмаганбетова Г.К. Сравнительный анализ образовательных программ по семейной медицине в Республике Казахстан и в мире // Наука и Здравоохранение. 2021. 4(Т.23). С. 190-198. doi 10.34689/SH.2021.23.4.021

Авторизируйтесь для отправки комментариев