Online ISSN: 3007-0244,
Print ISSN:  2410-4280
АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТАМИ И РЕЗИДЕНТАМИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ В КАЗАХСТАНЕ
Введение. Профессионализм - это основная компетенция, которую все студенты-медики должны достичь на протяжении всего обучения. Клинические знания, хорошие коммуникативные навыки и понимание этики составляют основу профессионализма. Пациенты, медицинские общества и аккредитующие организации ожидают, что будущие специалисты будут профессионалами своего дела, что, в свою очередь, приведет к наилучшему клиническому результату. В настоящее время в Республике Казахстан отсутствуют исследования, посвященные изучению медицинского профессионализма. В результате медицинское образование в казахстанской системе имеет ограниченное восприятие понятия профессионализма по сравнению со многими западными медицинскими школами. Цель исследования. Анализ восприятия медицинского профессионализма студентами и резидентами семейной медицины Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова. Методы. Был использован качественный метод исследования, основанный на методологии контент-анализа. Было проведено обсуждение в фокус-группе с 30 студентами и 24 резидентами семейной медицины, чтобы собрать мнения и опыт участников в области медицинского профессионализма. Полученную информацию обрабатывали с помощью программного комплекса MAXQDA-2020. Респондентов для исследования отбирали по возрасту, полу и уровню образования. Результаты. Результаты проведенного опроса подтвердили признание респондентами основных столпов профессионализма, таких как медицинские знания и навыки (более 40 % ответов), личные и моральные качества врача (более 25 % ответов), уважение интересов пациента (15% ответов), отношения между врачом и пациентом и между специалистами (15% ответов). Еще одним важным открытием опроса стало то, что студенты в 5 раз чаще определяют отношения между врачом и пациентом в модели «уважение интересов пациента» по сравнению с резидентами семейной медицины, которые в первую очередь отмечали ответственность и коллегиальность медицинских специалистов, как основой путь развития профессионализма и традиционно рассматривали отношения врача и пациента как формирующиеся на основе патернализма, определяемого высокой степенью контроля над пациентами. Это существенное отличие свидетельствует о расколе среди специалистов в области семейной медицины, что вызывает массу проблем. Например, в настоящее время профессиональные семейные врачи регулярно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания в силу множества причин и факторов, которые вынуждают их уходить с работы. Кроме того, такие элементы профессионализма, как рефлексивные навыки, тайм-менеджмент и сбор обратной связи, были представлены в наименьшей степени (менее 1%) обеими группами, что отличается от восприятия западной медицинской школы и является существенным вопросом, который необходимо решить. Выводы. Качественный характер нашего исследования обеспечивает детальное понимание медицинского профессионализма в контексте системы здравоохранения Центральной Азии, раскрывая многие аспекты, которые уступают западным аналогам медицинских школ, и предлагает решение, заключающееся в обучении качествам и навыкам, необходимых для развития медицинского профессионализма на всех этапах медицинского образования семейных врачей.
Нургуль А. Абенова1, https://orcid.org/0000-0003-0395-9025 Бибигуль К. Каримсакова1, https://orcid.org/0000-0001-8865-505X Ания Н. Сейпенова1, https://orcid.org/ 0000-0003-4568-6002 Гульнара Ж. Сахипова1, https://orcid.org/0000-0002-9062-0697 Ляззат М. Жамалиева1, https://orcid.org/0000-0003-3625-3651 Гульбахыт К. Кошмаганбетова1, https://orcid.org/0000-0001-5895-346X 1 НАО «Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова», г. Актобе, Республика Казахстан.
1. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-263/2020 “Об утверждении правил осуществления стратегического партнерства в сфере медицинского образования и науки”. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021811/links 2. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-319/2020. «Об утверждении Кодекса чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 декабря 2020 года № 21890 3. ABIM Foundation. American Board of Internal Medicine, ACP-ASIM Foundation. American College of Physicians-American Society of Internal Medicine, European Federation of Internal Medicine. Medical Professionalism in the New Millennium: A Physician Charter // Annals of Internal Medicine 2002; 136: 243-246. 4. Anon. Doctors in society: medical professionalism in a changing world. Report of a Working Party of the Royal College of Physicians of London. London: Royal College of Physicians of London; 2005. 5. Arnold L., Stern D.T. What is Medical Professionalism? In: Stern DT, editor. Measuring Medical Professionalism // New York, NY: Oxford University Press; 2006. pp. 15–37. 6. American Board of Internal Medicine. Project Professionalism. Philadelphia: ABIM, 1995. 7. Blank L., Kimball H., McDonald W., Merino J. Medical professionalism in the new millennium: a physician charter 15 months later // Ann Intern Med. 2003; 138(10): 839-841. 8. Boyatzis R. Transforming Qualitative Information: Thematic Analysis and code Development. Thousand Oaks, CA: Sage Publications; 1998. https://doi.org/10.1080/00221329809596155 9. Cuesta-Briand B., Auret K., Johnson P., Playford D. A world of difference’: a qualitative study of medical students’ views on professionalism and the ‘good doctor // BMC Med Educ. 2014;14:77. 10. Chandratilake M., McAleer S., Gibson J. Cultural similarities and differences in medical professionalism: a multi-region study // Med Educ. 2012;46:257–66. 11. Chua A.Z., Lo D.Y., Ho W.H., Koh Y.Q., Lim D.S., Tam J.K., Liaw S.Y., Koh G.C. The effectiveness of a shared conference experience in improving undergraduate medical and nursing students’ attitudes towards inter-professional education in an Asian country: a before and after study // BMC Med Ed. 2015;15:233. 12. Fehser J. Teaching professionalism: a student’s perspective // Mt Sinai J Med 2002; 69:412-4. 13. Finn G., Garner J., Sawdon M. ‘You’re judged all the time!‘students’ views on professionalism: a multicentre study // Med Educ. 2010;44:814–25. 14. Goold S.D., Lipkin M. The doctor–patient relationship // J Gen Intern Med. 1999;14(S1):26–33. 15. General Medical Council. Professionalism in action. // Good Medical Practice 2019; https://www.gmc-uk.org/ethical-guidance/ethical-guidance-for-doctors/good-medical-practice/professionalism-in-action. Accessed July 14, 2019. 16. Guba E, Lincoln Y. Fourth Generation Evaluation. Newbury Park, London, and New Delhi: Sage Publications; 1989. 17. Jha V., Bekker H., Duffy S., Roberts T. Perceptions of professionalism in medicine: a qualitative study //Med Educ. 2006;40:1027–36. 18. NEJM Knowledge+ Team. Exploring the ACGME core competencies: professionalism (Part 7 of 7). Accessed July 14, 2017. https://knowledgeplus.nejm.org/blog/acgme-core 19. Papadakis M.A., Paauw D.S., Hafferty F.W., Shapiro J., Byyny R.L. Perspective: the education community must develop best practices informed by evidence-based research to remediate lapses of professionalism // Acad Med. 2012;87(12):1694–1698. doi:10.1097/ACM.0b013e318271bc0b 20. Passi V., Doug M., Peile E., Thistlethwaite J., Johnson N. Developing medical professionalism in future doctors: a systematic re- view // Int J Med Educ. 2010; 1: 19-29. 21. Quill T.E., Brody H. Physician recommendations and patient autonomy: finding a balance between physician power and patient choice // Ann Intern Med. 1996;125:763–9. 22. Tong A., Sainsbury P., Craig J. Consolidated criteria for reporting qualitative research (COREQ): A 32-item checklist for interviews and focus groups // Int J Qual Health Care. 2007;19(6):349-57. https://doi.org/10.1093/intqhc/mzm042 PMid:17872937 23. Van De Camp K., Vernooij-Dassen M.J, Grol R.P, Bottema B.J. How to conceptualize professionalism: a qualitative study // Med Teach. 2004;26:696–702. 24. Wagner P., Hendrich J., Moseley G., Hudson V. Defining medical professionalism: a qualitative study // Med Educ. 2007;41:288–94. 25. Zheng R.M, Sim Y.F, Koh G.C-H. Attitudes towards interprofessional collaboration among primary care physicians and nurses in Singapore // J Interpro Care. 2016;30:505–11. References: 1. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 15 dekabrya 2020 goda № ҚR DSM-263/2020 “Ob utverzhdenii pravil osushchestvleniya strategicheskogo partnerstva v sfere meditsinskogo obrazovaniya i nauki” [Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated December 15, 2020 No. ҚР ДСМ-263/2020 “On approval of the rules for implementing strategic partnerships in the field of medical education and science”]. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021811/links 2. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 23 dekabrya 2020 goda № ҚR DSM-319/2020. «Ob utverzhdenii Kodeksa chesti meditsinskikh i farmatsevticheskikh rabotnikov Respubliki Kazakhstan». Zaregistrirovan v Ministerstve yustitsii Respubliki Kazakhstan 24 dekabrya 2020 goda № 21890 [Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated December 23, 2020 No. ҚР ДСМ-319/2020. "On Approval of the Code of Honor of Medical and Pharmaceutical Workers of the Republic of Kazakhstan". Registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on December 24, 2020 No. 21890.
Number of Views: 120

Key words:

Category of articles: Original articles

Bibliography link

Абенова Н.А., Каримсакова Б.К., Сейпенова А.Н., Сахипова Г.Ж., Жамалиева Л.М., Кошмаганбетова Г.К. Анализ восприятия медицинского профессионализма студентами и резидентами семейной медицины в Казахстане // Наука и Здравоохранение. 2022. 4(Т.24). С. 61-69. doi 10.34689/SH.2022.24.4.008

Авторизируйтесь для отправки комментариев