ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В данной статье рассматривается проблема вопросы выбора будущими абитуриентами врачебной профессии и формирование профессионально-ориентированного подхода в обеспечении самоопределения будущих врачей. Достичь оптимальных результатов можно, если любая деятельность будет научно обоснованна и осуществлена планомерно, целесообразно. Сегодня перед высшими учебными заведениями Республики Казахстан ставится задача подготовки профессионально компетентных, экономически и организационно-управленчески грамотных специалистов. Исходя из различных научных разработок по профориентационной работе, подходов к определению понятия «профессиональная ориентация», системы профориентационной работы, предложены критерии к организации профориентационной работы.
Объект исследования: процесс профессиональной ориентации учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Цель исследования: изучение профиля учащихся 9,10 и 11 классов общеобразовательных школ г. Павлодара, желающих поступить в медицинские учебные заведения, с целью разработки научно–обоснованных подходов по совершенствованию отбора поступающих в медицинские вузы на основе полученных выводов.
Источники исследования: Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании», Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 гг, труды философов, педагогов, психологов по проблеме исследования, нормативные документы по образованию, государственные общеобязательные стандарты, учебно-методические комплексы, учебные программы.
Методы исследования. В качестве методов исследования было выбрано социологическое исследования методом анкетирования. Выборка включала учащихся 9, 10 и 11 классов (городское и сельское население, при этом обязательным критерием включения в выборку было наличие желания поступать в медицинский вуз или колледж). Обработка полученных материалов проводилась с использованием современных методов статистической обработки с применением пакета Epi Info. Для подсчета статистической значимости отличия наблюдаемых частот от случайных нами был применен критерий хи-квадрат (x²), уровень значимости был определен, как р<0,05.
С. Ж. Лепесова1, Ю. М. Семенова2, Н. М. Кабиденова3,
Б. Қ. Сыдықова1, Ш. Т. Беккожанова1
Государственный медицинский университет города Семей
1 Магистрант 2 года обучения по специальности «Общественное здравоохранение»;
2 К.м.н., доцент кафедры общей хирургии;
3 Магистрант 2 года обучения по специальности «Сестринское дело».
Литература:
1. Балабанов С. С., Дыдыкин В. А. Социологическое исследование профессии медицинской сестры // Медицинская сестра. 2000. № 4. С. 17- 20.
2. Бодров В. А., Малкин В. Б., Покровский Б. Л., Шпаченко Д. И. Психологический отбор летчиков и космонавтов. Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. 159 с.
3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы // Указ Президента Республики Казахстан 1118 12.08.2014 // http://www.edu.gov.kz/sites/default/files/2011-2020_zhzh._memba-darlama_0.pdf (дата обращения: 27.01.2015)
4. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. 272 с.
5. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III ЗРК //http://www.kau.kz/news-mo/zakon-respubliki-kazahstan-ob-obrazovanii-ot-27-iyulya-2007-goda-319-iii-z... (дата обращения 27.01.2015).
6. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов. Москва: Просвещение, 1988. 272 с.
7. Здоровцов Г. И. Формирование общественно необходимой профессионально-квалификационной структуры кадров медицинских работников // Экономика здравоохранения. 2000. №7. С. 22-29.
8. Каверина Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации // Нар. образование. 2001. № 5. С. 129-136.
9. Карцев И. Д., Холдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессио-нальной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977. 176 с.
10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
11. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная ориентация // Высшее образование в России. 1996. №4. С. 47-51.
12. Концепция государственной молодежной политики до 2020 года Республики Казахстан. – Астана, 2012.// http://strategy2050.kz/storage/documents/26/da/ 26da46bcdd9e309e9d76d84f8f2cf61a.pdf (дата обращения: 25.01.2015)
13. Мутырова А. С. Рекомендации в помощь абитуриенту. – Элиста: Калмыцкий государственный университет. 2008. 82 с.
14. Новиков Ю. В., Агамов А. Г., Кайкова Л. В. О работе с выпускниками по содействию их занятости на рынке труда // Общественное здоровье, управление здравоохранение и подготовка кадров. М., 2002. С. 209-2013
15. Новичкова Н. И., Левина Л. Н., Соболевская О. В. Особенности проведения медицинского и психофизиологического проф-отбора // Гигиена и санитария. 1996. № 5. 16 с.
16. Сухарева Л. М., Павлович К. Э., Рапопорт И. К., Шубочкина Е. И. Профессио-нальная ориентация молодежи: медицинские и психофизиологические аспекты // Гигиена и санитария. 2000. №1. 48 с.
17. Чистяков С. Н., Захаров Н. М. Профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
18. Шадиев Н. Ш. Внеклассная и внешкольная профессиональная ориентация учащихся. - Ташкент: Фантазия. 1988. 112 с.
19. Щепин О. П., Филатов В., Погорелая Я. Д. Подходы к определению стратегии кадровой политики в здравоохранении: международный опыт // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1998. №3. С.13-19.
20. Courneya C. A, Wright K., Frinton V. Mak E., Pachev G. Medical student selection: choice of a semi-structured panel interview or an unstructured one-on-one. Medical Teacher 2005. рр.499-503.
21. William G. What is the future of problem based learning in medical education? // Adv. Physiol. Educ.1998. Vol. 20. N1. pр. 12- 15.
Referenses:
1. Balabanov S. S., Dydykin V. A. Sotsiologicheskoe issledovanie professii meditsinskoi sestry [Sociological research of profession of medical sister]. Medisinskaya sestra [Nurse]. 2000, 4. pp.17- 20.
2. Bodrov V. A., Malkin V. B., Pokrovskiy B. L., Shpachenko D. I. Psikhologicheskii otbor letchikov i kosmonavtov. [Psychological selection of pilots and astronauts]. Problemy kosmicheskoi biologii [Problems of space biology]. M.: Nauka, 1984. V. 48. 159 p.
3. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya Respubliki Kazakhstan na 2011 - 2020 gody. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan 1118 12.08.2014 [State program of a development of education of the Republic of Kazakhstan for 2011 - 2020"] the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan of December 7, 2010 N. 1118 http://www.edu.gov.kz/sites/default/files/2011-2020_zhzh._memba-darlama_0.pdf (accessed 27.01.2015).
4. Gurevich K. M. Professional’naya prigodnost’ i osnovnye svoistva nervnoi sistemy [Professional competence and basic properties of the nervous system]. M .: Nauka, 1970, 272 p.
5. Zakon Respubliki Kazakhstan «Оb оbrazovanii» [Law of the Republic of Kazakhstan "On Education"]. July 27, 2007 № 319-III LRK. http://www.kau.kz/news-mo/zakon-respubliki-kaza khstan-ob-obrazovanii-ot-27-iyulya-2007-goda-319-iii-zrk.html?lang=ru (accessed 27.01.2015).
6. Zakharov, N. N. Professional’naya orientasiya shkol’nikov [Professional orientation of of schoolchildren]. Uchebnoe posobie dlya studentov studentov [Manual for students]. Moscow: Education. 1988, 272 p.
7. Zdorovtsov G. I. Formirovanie obshchestvenno neobkhodimoi professional'no-kvalifikatsionnoi struktury kadrov meditsinskikh rabotnikov [Forming publicly of necessary professionally - qualificatory structure of shots of medical workers]. Ekonomika zdravookhraneniya [Health Economics]. 2000, 7, pp. 22-29.
8. Koverina R. Izuchenie sposobnostei shkol’nikov – osnova proforientasii [A study of capabilities of schoolchildren is basis of vocational orientation]. Narodnoe obrazovanie [National education]. N 6. 2001. pp.111-114.
9. Karcev I. D., Kholdeeva L. F., Pavlovich K. E. Fiziologicheskie kriterii professional'noy prigodnosti podrostkov k razlichnym professiyam [Physiological criteria of professional the suitability of the teenagers to the different professions]. M., 1977. 176 p.
10. Klimov E. A. Psihologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-na-Dony. [Rostov-on-Don]. 1996, 256 p.
11. Koneva E., Kukushkin V., Plaksina O. Abiturient i professional'naya orientatsiya. [University entrant and professional orientation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 1996, 4, pp. 47-51.
12. Kontseptsiya gosudarstvennoi molodezhnoy politiki do 2020 goda Respubliki Kazakhstan. [Сoncept of the state youth policy till 2020 of the Republic of Kazakhstan]. Astana, 2012. http://strategy2050.kz/storage/documents /26/da/ 26da46bcdd9e309e9d76d84f8f2cf61a.pdf (accessed 25.01.2015).
13. Mutyrova A. S. Rekomendatsii v pomoshch' abiturientu. [Recommendations in a help to the university entrant]. Elista: Kalmytskiy gosudarstvennyi universitet. 2008, p.82.
14. Novikov Yu. V., Agamov A. G., Kaykova L. V. O rabote s vypusknikami po sodeistviyu ikh zanyatosti na rynke truda [About work with graduating students on the assistance of their employment at the market of labour]. Obshchestvennoe zdorov'e, upravlenie zdravookhranenie i podgotovka kadrov [Public Health, Department of Health and training]. M., 2002, pp.209.
15. Novichkova N. I., Levina L. N., Sobolevskaya O. V. Osobennosti provedeniya meditsinskogo i psikhofiziologicheskogo profotbora [Features of the medical and psycho-physiological professional selection]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 1996, 5, p.16.
16. Sukhareva L. M., Pavlovich K. E., Rapoport I. K., Shubochkina E. I. Professio-nal'naya orientatsiya molodezhi: meditsinskiе i psikhofiziologicheskiе aspekty. [Professional orientation of youth: the medical and psycho-physiological aspects]. Gigiena i sanitariya Gigiena i sanitariya. [Hygiene and sanitation]. 2000, 1, 48 p.
17. Chistyakov S. N., Zakharov N. M. Professional'naya orientatsiya shkol'nikov [Professional orientation of schoolchildren]. M.: Pedagogika [M.: Pedagogics], 1987, 160 p.
18. Shadiev N. Sh. Vneklassnaya i vneshkol'naya professional'naya orientatsiya uchashchikhsya [Extracurricular and out-of-school professional orientation of students]. Tashkent:Fantaziya [Tashkent: Imagination], 1988,112 p.
19. Shchepin O. P., Filatov V., Pogorelaya Ya. D. Podkhody k opredeleniyu strategii kadrovoi politiki v zdravookhranenii: mezhdunarodnyi opyt // Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. [Going near determination of strategy of skilled politics in a health protection: international experience. Problem of social hygiene, health protection and history of medicine].1998, 3, pp.13-19.
20. Courneya C. A, Wright K., Frinton V.,Mak E., Pachev G. Medical student selection: choice of a semi-structured panel interview or an unstructured one-on-one. Medical Teacher 2005, рр. 499-503.
21. William G. What is the future of problem based learning in medical education? Adv. Physiol. Educ. 1998, Vol. 20. - N1. pp. 12- 15.