Online ISSN: 3007-0244,
Print ISSN:  2410-4280
ЗНАНИЯ ПСИХОЛОГОВ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ О РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Введение. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это неврологическое расстройство с пожизненными проявлениями, включающее повторяющиеся модели поведения, ограниченные интересы и проблемы в социальном взаимодействии. Родители детей с РАС часто сталкиваются с трудностями в понимании, управлении поведением и сокращении стресса. Вмешательства в области когнитивно-поведенческих и социальных навыков являются эффективными методами лечения, которые могут послужить основой для психотерапии детям с РАС. Учитывая эти проблемы, оказание психологической поддержки родителям или опекунам детей с РАС имеет решающее значение. Цель: изучение знаний психологов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) города Алматы о РАС. Материалы и методы. В ходе исследования были опрошены психологи ПСМП города Алматы, чтобы оценить их знания о расстройствах аутистического спектра (РАС). Мы адаптировали международную анкету, переведенную на казахский и русский языки, состоящую из 19 вопросов по четырем областям: социальное взаимодействие, коммуникация и язык, навязчивое и компульсивное поведение и общие знания о РАС. В опросе приняли участие 141 зарегистрированных психологов. Участие было добровольным и анонимным, при содействии городского управления здравоохранения. Результаты. Более половины опрошенных - 50,4% - имеют опыт работы более 11 лет, в то время как молодые специалисты составляют около трети опрошенных - 29,6%. Большинство (84,0%) считают, что РАС относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения (код F), хотя только 77,0% знают об изменениях в МКБ 11. Многие психологи (45,6%) знакомы с методами диагностики РАС и модифицированным скрининговым тестом на аутизм для детей, но чаще всего (60,0%) они редко работают с детьми с РАС. Средние значения оценок по различным областям анкеты указывают на средний уровень знаний и опыта участников опроса. Выводы. Исследование подчеркнуло необходимость обучения психологов первичной медико-санитарной помощи в вопросах, связанных с РАС, чтобы они могли оказывать эффективную поддержку родителям и опекунам детей с этим расстройством. Обучение должно включать методы психологической поддержки, направленные на помощь родителям в принятии диагноза и снижении тревожности и стресса. Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, ПМСП, осведомленность, психологи.
Ляззат К. Кошербаева1,2, https://orcid.org/0000-0001-8376-4345 Куаныш К. Алтынбеков2,3, https://orcid.org/0000-0003-3755-0914 Лайла Т. Имангалиева2, https://orcid.org/0009-0009-5667-5182 Назгуль С. Ахтаева1, https://orcid.org/0000-0002-0835-9814 Лаура Кожагельдиева1, https://orcid.org/0000-0003-0553-8988 Сандугаш К. Курманалина2, https://orcid.org/0000-0003-0659-1940 Азиза М. Имаматдинова1, https://orcid.org/0000-0003-2233-4522
1. Ahlers K., Gabrielsen T.P., Ellzey A., et al. A pilot project using pediatricians as initial Diagnosticians in multidisciplinary autism evaluations for young children. J Dev Behav Pediatr. 2019. 40:1–11. 10.1097/DBP.0000000000000621 2. Anselmi P., Colledani D., Robusto E. A Comparison of Classical and Modern Measures of Internal Consistency. Front Psychol. 2019 Dec 4. 10:2714. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02714 3. Bakare M.O., Ebigbo P.O., Agomoh A.O., Menkiti N.C. Knowledge about childhood autism among health workers (KCAHW) questionnaire: description, reliability and internal consistency // Clin Pract Epidemiol Ment Health. 2008 Jun 6. 4:17. doi: 10.1186/1745-0179-4-17. 4. Chansa-Kabali T., Nyoni J., Mwanza H. Awareness and Knowledge Associated with Autism Spectrum Disorders Among University Students in Zambia. J Autism Dev Disord. 2019 Sep. 49(9):3571-3581. doi: 10.1007/s10803-019-04044-7. 5. Christensen D.L., Maenner M.J., Bilder D., Constantino J.N., Daniels J., Durkin M.S., Fitzgerald R.T., Kurzius-Spencer M. et al. Prevalence and Characteristics of Autism Spectrum Disorder Among Children Aged 4 Years - Early Autism and Developmental Disabilities Monitoring Network, Seven Sites, United States, 2010, 2012, and 2014. MMWR Surveill Summ. 2019 Apr 12. 68(2):1-19. doi: 10.15585/mmwr.ss6802a1. 6. Di Renzo M., Guerriero V., Zavattini G.C., Petrillo M., Racinaro L., Bianchi di Castelbianco F. Parental Attunement, Insightfulness, and Acceptance of Child Diagnosis in Parents of Children With Autism: Clinical Implications. Front Psychol. 2020 Aug 7.11:1849. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01849. Erratum in: Front Psychol. 2020 Sep 15. 11:593327. 7. Folkman S., Moskowitz J.T. Coping: Pitfalls and promise. Annu. Rev. Psychol. 2004. 55:745–774. doi:10.1146/annurev.psych.55.090902.141456. 8. Fond G., Boyer L., Boucekine M., Aden L.A., Schürhoff F., Tessier A. et al. Validation study of the Medication Adherence Rating Scale Results from the FACE-SZ national dataset. Schizophr Res. 2017. 182:84–9. 9. Hayes S.A., Watson S.L. The impact of parenting stress: A meta-analysis of studies comparing the experience of parenting stress in parents of children with and without autism spectrum disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. 43(3), 629–642 10. Hoet A.C., Burgin C J., Eddington K.M., Silvia P.J. Reports of therapy skill use and their efficacy in daily life in the short-term treatment of depression. Cognitive Therapy and Research, 2018. 42(2), 184–192. 11. Kulasinghe K., Whittingham K., Mitchell A.E., Boyd R.N. Psychological interventions targeting mental health and the mother-child relationship in autism: Systematic review and meta-analysis. Dev Med Child Neurol. 2023 Mar. 65(3):329-345. doi: 10.1111/dmcn.15432. Epub 2022 Oct 8. 12. Li Y.A., Chen Z.J., Li X.D., Gu M.H., Xia N., Gong C., Zhou Z.W., Yasin G., Xie H.Y., Wei X.P., Liu Y.L., Han X.H., Lu M., Xu J., Huang X.L. Epidemiology of autism spectrum disorders: Global burden of disease 2019 and bibliometric analysis of risk factors. Front Pediatr. 2022 Dec 5. 10:972809. doi: 10.3389/fped.2022.972809. 13. Ma Y., Zhou Y., Liu Y., et al. Urgency in improving child health care workers' awareness and knowledge of ASD: findings from a cross-sectional study in Southwest China. Front Psychiatry. 2021. 12:703609. 10.3389/fpsyt.2021.703609 14. Mao S., Fan X., Ma Y., Chen Y., Lv J., Yang R. Knowledge and beliefs about autism spectrum disorders among physicians: a cross-sectional survey from China. BMJ Paediatr Open. 2022 Dec. 6(1):e001696. doi: 10.1136/bmjpo-2022-001696. 15. Marino F., Failla C., Chilà P., Minutoli R., Puglisi A., Arnao A.A., Pignolo L., Presti G., Pergolizzi F., Moderato P., Tartarisco G., Ruta L., Vagni D., Cerasa A., Pioggia G. The Effect of Acceptance and Commitment Therapy for Improving Psychological Well-Being in Parents of Individuals with Autism Spectrum Disorders: A Randomized Controlled Trial. Brain Sci. 2021 Jun 30. 11(7):880. doi: 10.3390/brainsci11070880. 16. Mathews T.L., Daly E., Kunz G.M., Lugo A.M., McArdle P., Menousek K., Kupzyk K. Addressing the Need for Training More School Psychologists to Serve Toddlers and Preschoolers with Autism Spectrum Disorders. Contemp Sch Psychol. 2022 Oct 24:1-16. doi: 10.1007/s40688-022-00434-4. Epub ahead of print. 17. Maughan A.L., Lunsky Y., Lake J., Mills J.S., Fung K., Steel L., Weiss J.A. Parent, child, and family outcomes following Acceptance And Commitment Therapy for parents of autistic children: A randomized controlled trial. Autism. 2024 Feb. 28(2):367-380. doi: 10.1177/13623613231172241. Epub 2023 May 11. 18. McCarty P., Frye R.E. Early Detection and Diagnosis of Autism Spectrum Disorder: Why Is It So Difficult? Semin Pediatr Neurol. 2020 Oct. 35:100831. doi: 10.1016/j.spen.2020.100831. 19. Mughal S., Faizy R.M., Saadabadi A. Autism Spectrum Disorder. 2022 Jul 19. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2024 Jan. 20. Namuli J.D., Nakimuli-Mpungu E., Mwesiga E.K., Joyce N.S. Knowledge Gaps about Autism Spectrum Disorders and its Clinical Management among Child and Adolescent Health Care Workers in Uganda: A Cross-Sectional Study. EC Psychol Psychiatr. 2020 Sep. 9(9):112-121. Epub 2020 Aug 31. 21. Reid C., Gill F., Gore N., Brady S. New ways of seeing and being: Evaluating an acceptance and mindfulness group for parents of young people with intellectual disabilities who display challenging behaviour. Journal of Intellectual Disabilities, 2016. 20(1), 5–17. 22. Rhoades R.A., Scarpa A., Salley B. The importance of physician knowledge of autism spectrum disorder: results of a parent survey. BMC Pediatr. 2007 Nov 20. 7:37. doi: 10.1186/1471-2431-7-37. 23. Salari N., Rasoulpoor S., Rasoulpoor S., Shohaimi S., Jafarpour S., Abdoli N., Khaledi-Paveh B., Mohammadi M. The global prevalence of autism spectrum disorder: a comprehensive systematic review and meta-analysis. Ital J Pediatr. 2022 Jul 8. 48(1):112. doi: 10.1186/s13052-022-01310-w. 24. Shaw K.A., Maenner M.J., Bakian A.V., Bilder D.A., Durkin M.S., Furnier S.M., Hughes M.M., Patrick M. et al. Early Identification of Autism Spectrum Disorder Among Children Aged 4 Years - Autism and Developmental Disabilities Monitoring Network, 11 Sites, United States, 2018. MMWR Surveill Summ. 2021 Dec 3. 70(10):1-14. doi: 10.15585/mmwr.ss7010a1. 25. Somerton M., Stolyarova V., Khanin S. Autism and the Knowledge and Beliefs of Specialists in Kazakhstan. J Autism Dev Disord. 2022 Mar. 52(3):1156-1168. doi: 10.1007/s10803-021-05021-9. Epub 2021 Apr 22. 26. Van Schalkwyk G.I., Volkmar F.R. Autism Spectrum Disorders: In Theory and Practice. Psychoanal Study Child. 2015. 69:219-41. doi: 10.1080/00797308.2016.11785529. 27. Yirmiya N., Seidman I., Koren-Karie N., Oppenheim D., Dolev S. Stability and change in resolution of diagnosis among parents of children with autism spectrum disorder: child and parental contributions. Dev. Psychopathol. 2015. 27. 1045–1057. 10.1017/S095457941500067X
Количество просмотров: 235

Ключевые слова:


Библиографическая ссылка

Кошербаева Л.К., Алтынбеков К.К., Имангалиева Л.Т., Ахтаева Н.С., Кожагельдиева Л., Курманалина С.К., Имаматдинова А.М. Знания психологов первичной медико-санитарной помощи о расстройствах аутистического спектра // Наука и Здравоохранение. 2024. Т.26 (3). С. 91-98. doi 10.34689/SH.2024.26.3.010

Авторизируйтесь для отправки комментариев