Online ISSN: 3007-0244,
Print ISSN:  2410-4280
РОЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕЗИДЕНТОВ НЕОНАТОЛОГОВ
Введение: В настоящее время важным аспектом подготовки высококвалифицированных специалистов медицинского профиля является организация элективных курсов, дающая возможность расширить, углубить и систематизировать полученные знания по дисциплине. Целью исследования стало изучение вопроса о месте и роли элективных дисциплин образовательной программы резидентуры по специальности «Неонатология». Материал и методы: Материалом исследования выступают элективные дисциплины, избираемые в обязательном порядке для изучения основной специальности, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы резидентов неонатологов в соответствии с профилирующими компетенциями и результатами обучения. Нами осуществлен анализ востребованности каталога элективных дисциплин при подготовке резидентов неонатологов, анализ удовлетворенности выбором компонента каталога элективных дисциплин, качеством преподавания и оценкой полученных знаний по данной дисциплине посредством анонимного анкетирования, которое проводилось после изучения выбранной дисциплины в период 2019- 2021 г.г. Результаты: на основании анализа проведенной работы, мы выделили пять стратегий определения элективных дисциплин: углубление, расширение, дополнение, разнообразие, применение. 90,3% опрошенных признали актуальность и необходимость создания данного компонента по выбору. Большинство обучающихся отметили высокий уровень профессионализма преподавателей, которые в ходе обучения нацеливают их на практическое применение полученных знаний, ориентировали их на использование изучаемого материала в профессиональной деятельности, проигрывая в реалиях (на курации, центре практических навыков). 92,6% респондентов отмечают, что все преподаватели заинтересованы в успехах обучающихся, уважительны и одновременно требовательны в процессе обучения. Выводы: Осознанный самостоятельный выбор элективных дисциплин и впоследствии индивидуальной образовательной траектории позволяет резидентам неонатологам расширить, углубить и систематизировать полученные знания по дисциплине, развивать и совершенствовать профессиональный навык систематического и целеустремленного приобретения знаний и умений, ориентированных на снижения показателей младенческой смертности в РК.
Сауле Т. Кизатова1, https://orcid.org/ 0000-0002-4697-5335 Сандугаш Б. Дюсенова1, https://orcid.org/0000-0001-9667-0735 Галина Г. Ерёмичева1, https://orcid.org/0000-0003-4887-5159 Назым А. Еримбетова1, https://orcid.org/0000-0001-7221-4778 Татьяна А. Кирьянова1, https//:orcid.org/0000-0002-7988-9361 НАО «Медицинский университет Караганда», Кафедра педиатрии и неонатологии, г. Караганда, Республика Казахстан.
1. Ахметова Ж.К., Сармулдаева Ш.К., Билибаева Г.Ж., Аширбекова А.М., Әмірханова Ж.С. Удовлетворенность слушателей резидентуры учебным процессом в системе постдипломного образования // Вестник АГИУВ. 2018. №4. С.63-67. 2. Бердиярова Г.С., Анохитна С.Г., Абентаева Б.А., Джумабеков Т.А. Анализ мониторинга критических состояний в неонатологии // Вестник АГИУВ. 2018. №3. С.21-25. 3. Бокерия Е.Л. Перинатальная кардиология: настоящее и будущее. Часть I: врожденные пороки сердца. Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 2019. №64:(3). С. 5–10. 4. Государственный общеобязательный стандарт резидентуры по медицинским специальностям (Об утверждении государственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям. Приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года № 647. 5. Зубков В.В., Любасовская Л.А., Рюмина И.И., Припутневич Т.В., Анкирская А.С., Тютюник В.Л. Микробиологический мониторинг в системе инфекционного контроля неонатальных стационаров // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017. №1. С.51-56. 6. Кузгибекова А.Б., Такирова А.Т., Абугалиева Т.О., и др. Роль элективов в контексте медицинского образования // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 17-22. 7. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя ВУЗа в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11. С. 47-52. 8. Орманбетова Н.Б. Повышение эффективности подготовки специалистов здравоохранения Республики Казахстан в резидентуре // Вестник АГИУВ.2017.№1. С.101-104. 9. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» (с изменениями и дополнениями от 02.06.2014 г.) 10. Старец Е.А., Котова Н.В., Лосева Е.А., Федоренко О.В. Симуляционное обучение в педиатрии и неонатологии: оценка, распознавание и стабилизация неотложных состояний у детей // Здоровье ребенка. 2018. Т.13. No4. С. 405-410. 11. Хайруллин И.И., Парамонова Д.Р., Казанфарова М.А., и др. Роль обучения с использованием симуляционных технологий в период пандемии: практические шаги и ресурсы на примере проекта Выездного симуляционного центра Фонда международного медицинского кластера // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 68–83. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13006 12. Хассанин Хатем, Мохамед Абдель Максуд. Информационная система контроля за жизненно важными параметрами состояния новорожденных // Фундаментальные исследования. 2015. № 5. С. 162-167. 13. Argintaru N., Li W., Hicks C., White K., McGowan M., Gray S. et al. An active shooter in your hospital: a novel method to develop a response policy using in situ simulation and video framework analysis // Disaster Med Public Health Prep. 2020. Vol. 1, N 3. P. 1–9. 14. Bearman M., Greenhill J., Nestel D. The power of simulation: a large-scale narrative analysis of learners’ experiences // Med Educ. 2019. Vol. 4, N 53. P. 369–379. 15. Brooks B., Firek B. A., Miller C. S. et al. Microbes in the neonatal intensive care unit resemble those found in the gut of premature infants. Microbiome. 2018. 34р. 16. Dieckmann P., Torgeirsen K., Qvindesland A., Thomas L. et al. The use of simulation to prepare and improve responses to infectious disease outbreaks like COVID-19: practical tips and resources from Norway, Denmark, and the UK // Advances in Simulation. 2020. Vol. 5, N 3. P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1186/s41077-020-00121-5 17. Dishaw L.J., Cannon J.P., Litman G.W., Parker W. Immune-directed support of rich microbial communities in the gut has ancient roots // Dev Comp Immunol. 2018. 47: Р.36–51. 18. Parikh L.I., Grantz K.L., Iqbal S.N., Huang C.C., Landy H.J., Fries M.H. et al. Neonatal outcomes in fetuses with cardiac anomalies and the impact of delivery route // Am J Obstet Gynecol 2017. 217: Р.1-12. DOI: 10.1016/j.ajog.2017.05.049 19. Penders J., Thijc C., Vink C. et al. Factors influencing the compositions of the intestinal microbiota in early infancy // Pediatrics. 2019. Vol.118, N 2. P 511-522. 20. Plana M.N., Zamora J., Suresh G., Fernandez-Pineda L., Thangaratinam S., Ewer A.K. Diagnostic accuracy of pulse oximetry screening for critical congenital heart defects // Cochrane Database Syst Rev 2018; 3: CD011912. DOI: 10.1002/14651858 References [1-12]: 1. Akhmetova Zh.K., Sarmuldayeva Sh.K., Bilibayeva G.Zh., Ashirbekova A.M., Amirkhanova Zh.S. Udovletvorennost' slushatelei rezidentury uchebnym protsessom v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya // [Satisfaction of residency students with the educational process in the system of postgraduate education]. Vestnik AGIUV [AGIUV Bulletin]. 2018. N.4. P.63-7. [in Russian] 2. Berdiyarova G.S., Anokhina S.G., Abentaeva B.A., Dzhumabekov T.A. Analiz monitoringa kriticheskikh sostoyanii v neonatologii [Analysis of critical condition monitoring in neonatology]. Vestnik AGIUV [AGIUV Bulletin]. 2018. N.3. P.21-5. [in Russian] 3. Bokeria E.L. Perinatal'naya kardiologiya: nastoyashchee i budushchee. Chast' I: vrozhdennye poroki serdtsa [Perinatal cardiology: present and future. Part I: Congenital heart defects]. Ros. vestnik perinatologii i pediatrii [Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics]. 2019. Vol. 64. N3. P. 5-10. [in Russian] 4. Gosudarstvennyi obshcheobyazatel'nyi standart rezidentury po meditsinskim spetsial'nostyam (Ob utverzhdenii gosudarstvennykh obshcheobyazatel'nykh standartov i tipovykh professional'nykh uchebnykh programm po meditsinskim i farmatsevticheskim spetsial'nostyam. Prikaz i.o. Ministra zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Respubliki Kazakhstan ot 31 iyulya 2015 goda № 647. [State mandatory standard of residency in medical specialties (On approval of state mandatory standards and standard professional training programs in medical and pharmaceutical specialties. Order of the Acting Minister of Health and Social Development of the Republic of Kazakhstan dated July 31, 2015, N.647]. [in Russian] 5. Zubkov V.V., Lyubasovskaya L.A., Ryumina I.I. et al. Mikrobiologicheskii monitoring v sisteme infektsionnogo kontrolya neonatal'nykh statsionarov [Microbiological monitoring in the infection control system of neonatal hospitals]. Rossiiskii vestnik perinatologii i pediatrii [Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics]. 2017. N1. P. 51-6. [in Russian] 6. Kuzgibekova A.B., Takirova A.T., Abugalieva T.O. et al. Rol' elektivov v kontekste meditsinskogo obrazovaniya [The role of electives in the context of medical education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2021. N5. P. 17-2. [in Russian] 7. Melnikova I.Yu., Romantsov M.G. Osobennosti meditsinskogo obrazovaniya i rol' prepodavatelya VUZa v obrazovatel'nom protsesse na sovremennom etape [Medical education peculiarities and a current role of a university teacher in the educational process]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2013. N11. P. 47-2. [in Russian] 8. Ormanbetova N.B. Povyshenie effektivnosti podgotovki spetsialistov zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan v rezidenture [Improving the residency training efficiency in Republic of Kazakhstan]. Vestnik AGIUV [AGIUV Bulletin]. 2017. N1. P. 101-4. [in Russian] 9. Prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan ot 20 aprelya 2011 goda № 152 «Ob utverzhdenii Pravil organizatsii uchebnogo protsessa po kreditnoi tekhnologii obucheniya» (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 02.06.2014 g.) [On approval of Rules of Educational process organization in the credit-based system, the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated April 20, 2011, №152 (with changes and additions dated 02.06.2014)]. [in Russian] 10. Starets E.A., Kotova N.V., Loseva E.A., Fedorenko O.V. Simulyatsionnoe obuchenie v pediatrii i neonatologii: otsenka, raspoznavanie i stabilizatsiya neotlozhnykh sostoyanii u detei [Simulation training in pediatrics and neonatology: assessment, identification and stabilization of emergency conditions in children]. Zdorov'e rebenka [Child health]. 2018. Vol.13. N4. P. 405-10. [in Russian] 11. Khairullin I.I., Paramonova D.R., Kazanfarova M.A., Kamasheva A.V., Efimov A.D., Ilyukhin D.G., Filina F.N. Rol' obucheniya s ispol'zovaniem simulyatsionnykh tekhnologii v period pandemii: prakticheskie shagi i resursy na primere proekta Vyezdnogo simulyatsionnogo tsentra Fonda mezhdunarodnogo meditsinskogo klastera [The role of training by using simulation technologies during a pandemic: practical steps and resources on the example of Offsite Simulation Center of the International Medical Cluster Foundation]. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2020. Vol. 11. N3, P. 68-3. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13006 [in Russian] 12. Hassanin Hatem Mohamed Abdel Maqsoud. Informatsionnaya sistema kontrolya za zhiznenno vazhnymi parametrami sostoyaniya novorozhdennykh // [Information system for monitoring vital parameters of the condition of newborns]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2015. N5. P. 162-7. [in Russian]
Number of Views: 230

Key words:

Category of articles: Medical education

Bibliography link

Кизатова С.Т., Дюсенова С.Б., Ерёмичева Г.Г., Еримбетова Н.А., Кирьянова Т.А. Роль элективных дисциплин в процессе подготовки резидентов неонатологов // Наука и Здравоохранение. 2022. 2 (Т.24). С. 193-199. doi:10.34689/SH.2022.24.2.023

Авторизируйтесь для отправки комментариев