ОЦЕНКА ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА К ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Введение: Вспышка новой ранее неизвестной инфекции, вызванной одним из штаммов коронавируса SARS-CoV-2, стала одним из вызовов для общественного здравоохранения в целом и внесла свои коррективы в уклад и частную жизнь людей, продиктованных коронавирусными ограничениями. При этом населению страны пришлось адаптировать свое поведение, включая принятие решения о вакцинации, на основе большого объема информации из различных источников.
Цель исследования: изучить уровень доверия населения к различным источникам информации о COVID-19 в Казахстане для улучшения последующих информационных кампаний.
Материалы и методы: Дизайн исследования – поперечный, выборка квотная, с учетом распределения пола, возраста, территории и типа проживания в генеральной совокупности Республики Казахстан. Инструментом сбора данных являлся адаптированный опросник с валидизированными шкалами на русском и казахском языках.
Были применены методы описательнойя статистики. T-test использовался для расчета p-значений и 95% доверительного интервала для связи между источником информации и половозрастными, поселенческими особенностями населения, а также статуса вакцинации и отношения к ним. Статистическая значимость была установлена на значении p=0,05.
Результаты: Уровень доверия к большинству источников информации довольно низок. Наибольшим доверием пользуется категория “консультации с медицинскими работниками” (среднее значение по шкале от 1 до 5 - 3,04, 95% доверительный интервал: 2,97 - 3,11). Низкий уровень доверия имели такие источники информации как “информация от знаменитостей и влиятельных лиц” - 2,08 (2,02-2,15), а также “информация из социальных сетей, таких как, Facebook, Twitter, YouTube, Telegram, WhatsApp, Instagram” - 2,29 (2,23-2,36).
Выводы: Результаты исследования показали, что эффективность коммуникации в социальных сетях с участием известных лиц имеют свои ограничения. При этом, недостаточный уровень доверия, характерный практически для всех источников информации, может подорвать усилия специалистов общественного здравоохранения по донесению ключевой информации различным группам населения. При проведении информационных кампаний необходимо искать пути повышения доверия к важным источникам информации, а также сегментировать целевую аудиторию в ЗАВИСИМОСТИ от доверия к ним.
Number of Views: 313
Category of articles:
COVID-19 - Topical Subject
Bibliography link
Изекенова А.К., Бухарбаева А.Е., Жусупов Б.С., Алекешева Л.Ж., Ерденова М.А., Искакова Б.А., Мыркасымова А.K., Изекенова А.К., Карибаев К.Б., Мергенова Г.А. Оценка доверия населения Казахстана к источникам информации в условиях пандемии COVID-19 // Наука и Здравоохранение. 2022. 2(Т.24). С. 15-23. doi 10.34689/SH.2022.24.2.002Related publications:
EPIDEMIOLOGICAL ASPECTS OF IN-STENT THROMBOSIS AND RESTENOSIS OF CORONARY ARTERIES IN PATIENTS WITH PREVIOUS REVASCULARIZATION AFTER CORONAVIRUS INFECTION
IMMUNOLOGICAL CHANGES IN CHILDREN WITH MULTISYSTEM INFLAMMATORY SYNDROME ASSOCIATED WITH SARS-COV-2
EFFICACY OF THE ANTIVIRAL DRUG ENISAMY IODIDE IN SEVERE ADULT ACUTE RESPIRATORY INFECTIONS IN THE COVID-19 ERA
APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN COMBATING THE COVID-19 PANDEMIC: CURRENT TRENDS AND PROSPECTS. REVIEW
CONSEQUENCES OF THE CORONAVIRUS INFECTION: THE POST-COVID SYNDROME AND MENTAL MANIFESTATIONS. LITERATURE REVIEW