Online ISSN: 3007-0244,
Print ISSN:  2410-4280
АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТАМИ И РЕЗИДЕНТАМИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ В КАЗАХСТАНЕ
Введение. Профессионализм - это основная компетенция, которую все студенты-медики должны достичь на протяжении всего обучения. Клинические знания, хорошие коммуникативные навыки и понимание этики составляют основу профессионализма. Пациенты, медицинские общества и аккредитующие организации ожидают, что будущие специалисты будут профессионалами своего дела, что, в свою очередь, приведет к наилучшему клиническому результату. В настоящее время в Республике Казахстан отсутствуют исследования, посвященные изучению медицинского профессионализма. В результате медицинское образование в казахстанской системе имеет ограниченное восприятие понятия профессионализма по сравнению со многими западными медицинскими школами. Цель исследования. Анализ восприятия медицинского профессионализма студентами и резидентами семейной медицины Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова. Методы. Был использован качественный метод исследования, основанный на методологии контент-анализа. Было проведено обсуждение в фокус-группе с 30 студентами и 24 резидентами семейной медицины, чтобы собрать мнения и опыт участников в области медицинского профессионализма. Полученную информацию обрабатывали с помощью программного комплекса MAXQDA-2020. Респондентов для исследования отбирали по возрасту, полу и уровню образования. Результаты. Результаты проведенного опроса подтвердили признание респондентами основных столпов профессионализма, таких как медицинские знания и навыки (более 40 % ответов), личные и моральные качества врача (более 25 % ответов), уважение интересов пациента (15% ответов), отношения между врачом и пациентом и между специалистами (15% ответов). Еще одним важным открытием опроса стало то, что студенты в 5 раз чаще определяют отношения между врачом и пациентом в модели «уважение интересов пациента» по сравнению с резидентами семейной медицины, которые в первую очередь отмечали ответственность и коллегиальность медицинских специалистов, как основой путь развития профессионализма и традиционно рассматривали отношения врача и пациента как формирующиеся на основе патернализма, определяемого высокой степенью контроля над пациентами. Это существенное отличие свидетельствует о расколе среди специалистов в области семейной медицины, что вызывает массу проблем. Например, в настоящее время профессиональные семейные врачи регулярно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания в силу множества причин и факторов, которые вынуждают их уходить с работы. Кроме того, такие элементы профессионализма, как рефлексивные навыки, тайм-менеджмент и сбор обратной связи, были представлены в наименьшей степени (менее 1%) обеими группами, что отличается от восприятия западной медицинской школы и является существенным вопросом, который необходимо решить. Выводы. Качественный характер нашего исследования обеспечивает детальное понимание медицинского профессионализма в контексте системы здравоохранения Центральной Азии, раскрывая многие аспекты, которые уступают западным аналогам медицинских школ, и предлагает решение, заключающееся в обучении качествам и навыкам, необходимых для развития медицинского профессионализма на всех этапах медицинского образования семейных врачей.
Number of Views: 192

Key words:

Category of articles: Original articles

Bibliography link

Абенова Н.А., Каримсакова Б.К., Сейпенова А.Н., Сахипова Г.Ж., Жамалиева Л.М., Кошмаганбетова Г.К. Анализ восприятия медицинского профессионализма студентами и резидентами семейной медицины в Казахстане // Наука и Здравоохранение. 2022. 4(Т.24). С. 61-69. doi 10.34689/SH.2022.24.4.008

Авторизируйтесь для отправки комментариев