АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
Введение. В последние годы отмечается бум публикаций в средствах массовой информации (СМИ) о росте числа детей с нарушением развития нервной системы, повальной инвалидизации детского населения. Обилие не подтвержденных данных привели к боязни родителями вакцинации, росту недоверия среди населения к работникам отечественного здравоохранения, повсеместной рекламе новомодных сомнительных методов коррекции. В данной статье будут освещены публикации за период 2018-2022 гг. о современном состоянии проблемы нарушений развития нервной системы у детей раннего возраста и меры, принимаемые для раннего вмешательства.
Цель. Анализ данных литературы и вероятных клинических проявлений нарушения развития нервной системы детей в раннем возрасте с последующим вмешательством.
Стратегия поиска. Для написания данной статьи были использованы статьи на русском и английском языках, взятые из Cochrane library, Google Scholar, e-library и статистические данные из официальных открытых источников. Изученные материалы описывали актуальное состояние нарушений развития нервной системы у детей раннего возраста. Поиск затронул период с 2018 по 2022 года. Из анализа были исключены описание клинических случаев, газетные публикации и личные сообщения. В использованных источниках критериям включения соответствовали 89 статей и 3 публикации из других открытых источников.
Результаты. В настоящем литературном обзоре подвергнуты анализу публикации исследований, освещающих современные проблемы нарушений нервной системы в раннем возрасте. Как оказалось нарушения имеют междисциплинарный характер. Например, детская инвалидность, аутизм, недоношенность, различные задержки моторного и психо-речевого развития. Для коррекции этих нарушений в раннем возрасте разрабатываются и внедряются различные программы вмешательства. Многие из них достаточно эффективны. В последние годы намечается тренд ориентированности на семью для активного вовлечения родителей в программы вмешательства.
Выводы: При изучении проблемы раннего вмешательства обращают на себя страновые особенности. Программы раннего вмешательства, направленные на снижение детской инвалидности, профилактику психических расстройств и девиантного поведения, востребованы в странах с низким социальным статусом. Программы раннего вмешательства для детей с аутизмом в виду высокой стоимости доступны не всем слоям общества. Тем не менее, исследователи считают, что чем раньше начата абилитация, тем лучше прогноз качества жизни семьи. Для повышения компетентности и межведомственного взаимодействия, имплементации раннего вмешательства требуется поддержка на государственном уровне.
Жаннат В. Ракишева¹, https://orcid.org/0000-0001-6607-5345
1. Абдикаримова С.С., Хайбуллин Т.Н. Влияние характера беременности на нервно-психическое развитие детей на примере воспитанников Дома ребенка г.Семей. Вестник КазНМУ.2018. №2.С.69-71.
2. Абдуллаева Г.М., Батырханов Ш.К., Аязбеков Е.А., Ахенбекова А.Ж., Абильдаев С.Т., Косарева С.Л. К вопросу катамнеза недоношенных детей с перинатальной патологией нервной системы по городу Алматы. Педиатрия и детская хирургия. 2018. №4(94). С.44-47.
3. Абуова Ж.Ж., Шойбекова Г.О., Оспанова Э.Н., Аскамбай К. Возможные причины возникновения перинатальной патологии ЦНС у детей в условиях ЮКО (г.Шымкент, г.Кентау). Вестник Каз НМУ. 2018. №1. С.139-141.
4. Альбицкая Ж.В. Медико-биологические предикторы формирования инвалидизирующих психических расстройств в детском возрасте. Медицинский альманах. 2018. №5(56). С.164-168.
5. Альбицкая Ж.В. Проблемы диагностики и качества оказания психиатрической помощи как предиктор формирования инвалидизирующих психических расстройств у детей. Социальная и клиническая психиатрия.2018. №2(28). С.18-24.
6. Анохина И.П., Арзуманов Ю.Л., Шамакина И.Ю. и др. Актуальные проблемы изучения антенатальных эффектов психоактивных веществ. Российский психиатрический журнал. 2021. № 6. С. 77–87. https://doi.org/10.47877/1560-957Х-2021-10609
7. Аталыкова Г.Т., Кенжегалиева С.Н., Сапарова Л.Т., Альжанова К.Ж. Текущий анализ вовлеченности отцов в воспитание детей (в условиях города). Астана медициналық журналы. 2020. №1(103). С.153-156.
8. Аталыкова Г.Т., Сапарова Л.Т., Уразова С.Н., Цай Е.М. Текущий анализ результатов обучения работников первичной медико-санитарной помощи Универсальной прогрессивной модели патронажного обслуживания: ожидаемые перспективы в социальной сфере. Астана медициналық журналы. 2019. №4(102). С.328-334.
9. Аханькова Т.Е., Шипкова К.М. Социально-демографические и эмоционально-коммуникативные характеристики родителей и их детей с нарушениями речевого развития. Российский психиатрический журнал. 2019. №6. С. 45–48. doi:10.24411/1560-957X-2019-11954.
10. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018. Том 99 (4). С.698–705. doi:10.17816/KMJ2018-698.
11. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Беляева И.А., Турти Т.В., Вишнёва Е.А., Молодченков А.И. Новая парадигма абилитации недоношенных детей с перинатальной патологией - персонализация терапевтических этапов: когортное исследование. Вопросы современной педиатрии. 2020. Т.19 (4).С.256–267. doi:10.15690/vsp.v19i4.2111.
12. Бахитова Р.Х., Лакман И.А., Максименко З.В., Брюханова O.A., Шангареева Р.Х. Оценка выживаемости глубоко недоношенных детей в неонатальном, постнатальном и детском периодах. Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Том 64(1). С.29-35. http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2020-64-1-29-35
13. Белова О.С., Соловьев А.Г. Региональные особенности оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Медицинский альманах. 2018. №5(56). С.176-179.
14. Белова О.С., Соловьев А.Г., Леппиман А. Система ранней комплексной помощи детям группы риска нарушения психического развития в России. Экология человека. 2020. №8. С.49-54. doi: 10.33396/1728-0869-2020-8-49-54
15. Борисова Н.А., Ларина О.В., Пепик Л.А. Комплексная диагностика отклонений в развитии детей первых лет жизни в условиях поликлинического звена. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т.28(6). С.1367—1373. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1367-1373
16. Бохан Т.Г., Силаева А.В., Терехина О.В., Шабаловская М.В., Лещинская С.Б., Гайфулина Ж.Ф. Влияние здоровья матери на психическое развитие и здоровье детей, рожденных с помощью экстракорпорального оплодотворения, в лонгитюде. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2022. Т.13. №4. С.407-420. https://doi.org/10.34883/PI.2022.13.4.010
17. Быкова О.В., Климов Ю.А., Тихонов С.В., Дарьина С.В. Дефицит полиненасыщенных жирных кислот и детская психоневрологическая заболеваемость. Медицинский совет. 2020. Т.18. С.173–178. doi: 10.21518/2079-701X-2020-18-173-178.
18. Валитова И.Е. Материнское отношение к болезни ребенка раннего возраста (на примере неврологической патологии). Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2021. Том 12. № 3. С.554-565.
19. Вдовина М.В., Семочкина Н.Н. Социальное здоровье семьи с ребенком-инвалидом в период раннего детства и в школьные годы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т.29(2). С. 287-292. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-287-292
20. Волянюк Е.В. Результаты мониторинга заболеваемости и исходов развития к 3 годам жизни у недоношенных детей, родившихся с экстремально низкой массой тела. Практическая медицина. 2019. Т.17. № 5. С. 175-179. doi: 10.32000/2072-1757-2019-5-175-179
21. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2020-2025годы https://nrchd.kz/index.php/ru/?option=com_content&view=article&layout=edit&id=1606
22. Дворянинова В.В., Касимова Л.Н. Невротические расстройства у родственников детей, больных ранним детским аутизмом. Медицинский альманах. 2018. №5(56). С.169-173.
23. Долгова Н.С., Яворская С.Д. Задержка роста плода: особенности психофизического развития в период младенчества. Казанский медицинский журнал. 2018 г. Т.99. №3. С.397-401. doi: 10.17816/KMJ2018-397.
24. Ефимова Н.В., Лисецкая Л.Г., Савченков М.Ф. Оценка экскреции фтора из организма детей при различных уровнях воздействия выбросов производства алюминия. Экология человека. Т.29, №7. С. 599–607. https://doi.org/10.17816/humeco106008
25. Жевнеронок И.В., Лемеш О.Ю., Долдова Е.В., Иванова Т.А. Задержка речевого развития у детей раннего возраста. Оториноларингология. Восточная Европа. 2019. Т.9. № 3. С.249-257.
26. Кадникова Е.П. Химическое загрязнение среды обитания и состояние здоровья детей дошкольного возраста, по данным социально-гигиенического мониторинга. Гигиена детей и подростков. 2019. №2(311). С.9-14.
27. Каркашадзе Г.А. с соаторами. Цифровые устройства и когнитивные функции у детей. Вопросы современной педиатрии. 2021. Т.20(6). С.506–520. doi: 10.15690/vsp.v20i6.2357
28. Касенова Г.Т., Садуакасова К.З., Исаева Р.Б. О некоторых аспектах оказания помощи лицам с аутизмом в Республике Казахстан. Фармация Казахстана. 2022. №3(242). С.203-209.
29. Касенова Г.Т.,Садуакасова К.З., Исаева Р.Б. Дайджест основных положений учения об аутизме. Наука и Здравоохранение. 2021. Т..23(5). С.194-202. doi:10.34689/SH.2021.23.5.021.
30. Кирилова Л.Г., Мирошников А.А., Юзва А.А. Оптимизация диагностики расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста. Педиатрия. Восточная Европа. 2019. Т.7. № 2. С.229-241.
31. Клещенко Е.В., Шимченко Е.В. Особенности психомоторного развития детей с различными исходами перинатального гипоксического поражения головного мозга. Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т.26(3). С.48–54. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-3-48-54
32. Кокушин Д.Н., Соколова В.В., Кириленко В.В. Потребности детей с неврологической патологией в мерах социальной поддержки. Современные проблемы науки и образования. 2022. №3. С. 127-135.
33. Копыток А.В., Воронец О.А, Зуева А.В., Лущинская С.И. Возрастные особенности нозологической структуры первичной инвалидности детского населения Республики Беларусь. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2022. №S1. С.32-34.
34. Краснова В.П. Детская и подростковая психиатрия. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2018. Т.9. № 1. С.99-109.
35. Кривоногова Т.С., Гергет О.М., Желев В.А., Голикова Е.В., Михалев Е.В., Лошкова Е.В., Солнышко А. Л.Модель дифференциальной диагностики поражений нервной системы у детей раннего возраста. Лечащий Врач. 2021. Т.9 (24). С.32-36. doi: 10.51793/OS.2021.24.9.006.
36. Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., Демьянова И.М. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр. Медицинский совет. 2018. №11. С.104-109. doi:10.21518/2079-701X-2018-11-104-109
37. Лазуренко С.Б., Фисенко А.П., Терлецкая Р.Н., Григорьева Н.А. Медико-социальная характеристика детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т.30(3). С. 383-393. doi: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X2022-30-3-383-393
38. Лужецкий К.П., Устинова О.Ю., Голева О.И., Штина И.Е. Анализ эффективности технологий коррекции нарушений физического развития у детей, проживающих в условиях низкоуровнего загрязнения атмосферного воздуха и питьевой воды металлами (свинец, марганец, никель, хром, кадмий). Гигиена и санитария. 2018. Том 97(1). С. 75-81. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-1-75-81
39. Лысенко И.М., Косенкова Е.Г, Баркун Г.К., Журавлева Л.Н, Потапова В.Е., Домбялова Э.С. Клиническая характеристика состояния здоровья детей с реализовавшейся внутриутробной инфекцией или имевших риск ее реализации на первом году жизни. Охрана материнства и детства. 2018. №2 (32). С.5-14.
40. Макаров И.В., Автенюк А.С. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Т. 28. № 3. С. 74-81.
41. Митюкова Т.А., Докукина Т.В., Полулях О.Е., Богданович И.П., Короткевич Т.В., Захаревич О.Ю., Мартыненко А.И. Глутамат сыворотки крови при аутизме и других нарушениях психоречевого развития у детей. Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2020. Т. 9. №4. С.420-430.
42. Митюкова Т.А., Докукина Т.В., Полулях О.Е., Захаревич О.Ю., Мартыненко А.И. Особенности изменения показателей состояния воспалительного и аутоиммунного процессов у детей с аутизмом и нарушениями психоречевого развития органического генеза. Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2019. Том 8. №4. С.470-479.
43. Муханова Г.Т., Оспаналиева М.С., Камалиева М.Р., Дуйсенбаева Б.С., Кенжекулова Р.Н., Саханова Л.Х. Структура заболеваемости среди детей и подростков в Республике Казахстан. Journal of Health Development. 2022. Vol.1. №45. С.36-46. https://doi.org/10.32921/2225-9929-2022-1-45-36-46
44. Оналбаева Б.Ж., Байгазиева Г.Ж., Жубанышева К.Б., Ерназарқызы А., Бәкір Ә.М., Сарбас А.А., Шим В.Р. Современное состояние проблемы недоношенных детей, родившихся с экстремально низкой массой тела (обзор литературы). Вестник Каз НМУ. 2020. №4. С.214-220.
45. Плаксина А.Н., Ковтун О.П., Ошкордина А.А., Шелякин В.А. Здоровье детей, рожденных при помощи вспомогательных репродуктивных технологий, и подходы к оценке экономического потенциала ВРТ. Практическая медицина. 2021. Том. 19. №2, С.43-50. doi: 10.32000/2072-1757-2021-2-43-5.
46. Разумкина Е.В., Анохин П.К., Сарычева Н.Ю., Каменский А.А., Шамакина И.Ю. Пренатальное действие алкоголя и метилирование ДНК. Вопросы наркологии. 2018. №9 (169). С. 18-42.
47. Садуакасовв К.З., Касенова Г.Т. Аутизм – вопросы дифференциальной диагностики и верификации диагноза. Фармация Казахстана. 2022. №3(242). С.48-52.
48. Садыкова Д.И., Соловьёва Н.А., Кулакова Г.А., Курмаева Е.А. Проблемы детей с ограниченными возможностями, имеющих статус инвалида. Казанский медицинский журнал. 2020. Т.101 (1). С.97–101. doi: 10.17816/KMJ2020-97.
49. Смычек В.Б., Богданович А.И. Динамика показателей заболеваемости и первичной инвалидности детей по классам болезней нервной системы и психических расстройств. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2019. № 2 (99). С. 35-44.
50. Смычек В.Б., Богданович А.И. «Дорожная карта» организации сопровождения и реабилитационной помощи детям раннего возраста на межведомственной основе. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2019. № 3 (99). С. 54-61.
51. Статистический сборник «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения» 2018 год. https://nrchd.kz/index.php/ru/?option=com_content&view=article&id=973
52. Статистический сборник «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения» 2022 год. https://nrchd.kz/index.php/ru/?option=com_content&view=article&id=973
53. Ткачук Е.А. Использование синдромального подхода к диагностике аутизма у детей. Медицинский Совет. 2022. Т.16(12). С.200–204. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-12-200-204
54. Туктибаева С.А. Научные основы совершенствования организации лечебно-профилактической помощи детям раннего возраста в поликлинических организациях города Шымкент. Астана медициналық журналы. 2019. №2(100). С.217-223.
55. Узакбаев В.А., Саатова Г.М., Фуртикова А.Б., Турдалиев Н.М. Структура, клинические проявления, прогнозирование исходов и программы лечения перинатальной энцефалопатии у детей. Здоровье матери и ребенка. 2018. № 1. С.15-27.
56. Халецкая О.В., Суслова М.А., Погодина А.С., Яцышина Е.Е. Состояние здоровья детей первого года жизни в зависимости от срока инфицирования цитомегаловирусом. Медицинский альманах. 2018. №3(54). С.87-89.
57. Черненков Ю.В. Организация и работа отделения катамнеза клинического перинатального центра Саратовской области. Саратовский научно-медицинский журнал. 2018. Т.14. № 2. С.226-233.
58. Чичерин Л.П., Альбицкий В.Ю., Щепин В.О. Состояние и проблемы организации социально-правовой работы с детьми в первичном звене медицинской помощи. Вопросы современной педиатрии. 2021. Т.20(3). С.195–200. doi: 10.15690/vsp.v20i3/2269.
59. Шереметьева Е.В., Щелокова Е.Г., Лапшина Л.М., Игнасио М. Особенности речевых и неречевых средств общения в коммуникативном взаимодействии «родитель-ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью». Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4.С.106-116.
60. Юров И.Ю., Ворсанова С.Г., Куринная О.С., Зеленова М.А., Васин К.С., Демидова И.А., Харламова А.А., Юров Ю.Б., Куцев С.И. Хромохелкозис – необычная форма хромосомной нестабильности и соматического мозаицизма, связанная с болезнями центральной нервной системы у детей. Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С.183-196.
61. Bejnö H. et al. From Someone Who May Cause Trouble to Someone You Can Play With: Stakeholders' Perspectives on Preschool Program Quality for Autistic Children. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2022. Vol.52. P. 3890–3908. https://doi.org/10.1007/s10803-021-05268-2
62. Blower S.L. et al. Enhancing Social-Emotional Outcomes in Early Years (E-SEE):Randomized Pilot Study of Incredible Years Infant and Toddler Programs. Journal of Child and Family Studies. 2021. Vol.30. P.1933–1949 https://doi.org/10.1007/s10826-021-01991-7
63. Dalili H. et.al. Comparison of neuro-developmental status in preterm neonates with and without family based interventions. World Journal of Advanced Research and Reviews. 2020. Vol.08(02). P.056-063. https://doi.org/10.30574/wjarr.2020.8.2.0357
64. Drotsky L., Sonday A., Gretschel P. Photo-Elicited Interviews: A Method to Create Open Communication for Mothers Raising Children With Foetal Alcohol Spectrum Disorder Spectrum Disorder. International Journal of Qualitative Methods. 2021. Vol.20. doi: 10.1177/16094069211040980
65. Firestein M.R. et al. Effects of Family Nurture Intervention in the NICU on Theory of Mind Abilities in Children Born Very Preterm: A Randomized Controlled Trial. Children. 2022. Vol. 9(2). P.284 https://doi.org/10.3390/children9020284
66. Harbourne R.T., Berger S.E. Embodied Cognition in Practice: Exploring Effects of a Motor-Based Problem-Solving Intervention. Physical Therapy. 2019. Vol.99(6). P.786-796
67. Hsieh Y. et al. Collaborative Home-Visit Program for Young Children With Motor Delays in Rural Taiwan: A Pilot Randomized Controlled Trial. Physical Therapy and Rehabilitation Journal. 2020. Vol.100(6). P. 979–994. https://doi.org/10.1093/ptj/pzaa033
68. Husted J.T. et al. Child Temperament as a Moderator of Promoting First Relationships Intervention Efects Among Families in Early Head Start. Prevention Science. 2022. https://doi.org/10.1007/s11121-022-01340-0
69. Jolley E. et al. Measuring the impact of a training intervention for early childhood centre staff on child development outcomes: Findings from a cluster randomized control field trial in rural Malawi. Child Care Health Development. 2022. Vol.48(5). P.736–743. https://doi.org/10.1111/cch.12981
70. Kara O.K. et al. The role of the family in early intervention of preterm infants with abnormal general movements. Neurosciences. 2019. Vol.24(2). P.101-109. doi: 10.17712/nsj.2019.2.20180001.
71. Klein C.B. et al. Implementation of Video Feedback Within a Community Based Naturalistic Developmental Behavioral Intervention Program for Toddlers With ASD: Pilot Study. Frontiers in Psychiatry. 2021. Vol.12 :763367. doi: 10.3389/fpsyt.2021.76336
72. Ko E.J. et al. A tablet computer-based cognitive training program for young children with cognitive impairment.A randomized controlled trial. Medicine. 2020. Vol.99(12):e19549. doi:10.1097/MD.0000000000019549.
73. Lynch P., Soni A. Widening the focus of school readiness for children with disabilities in Malawi: a critical review of the literature. International Journal of Inclusive Education. 2021. P.1-15. https://doi.org/10.1080/13603116.2021.1965801
74. Malucelli E.R., Antoniuk S.A., Carvalho N.O. The effectiveness of early parental coaching in the autism spectrum disorder. Jornal de Pediatria. 2021. Vol. 97(4). P.453-458. https://doi.org/10.1016/j.jped.2020.09.004
75. Mirenda P. et al. A Randomized, Community‑Based Feasibility Trial of Modifed ESDM for Toddlers with Suspected Autism. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2022. Vol.52. P.5322–5341 https://doi.org/10.1007/s10803-021-05390-1
76. Orri M., Cote S.M., Tremblay R.E., Doyle O. Impact of an early childhood intervention on the home environment, and subsequent effects on child cognitive and emotional development: A secondary analysis. PLoS ONE. 2019. Vol.14(7). e0219133 https://doi.org/10.1371/journal.pone.0219133
77. Reynolds A.J., Ou S., Temple J.A. A Multicomponent, Preschool to Third Grade Preventive Intervention and Educational Attainment at 35 Years of Age. JAMA Pediatrics. 2018. Vol.72(3). P.247-256. doi: 10.1001/jamapediatrics.2017.4673.
78. Roby E. et al. Improving Parent-Child Interactions in Pediatric Health Care: A Two-Site Randomized Controlled Trial. Pediatrics. 2021. Vol.147(3):e20201799. doi:10.1542/peds.2020-1799.
79. Rosenthal P.R. et al. Mutual Gaze: An Active Ingredient for Social Development in Toddlers with ASD: A Randomized Control Trial. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol.51. P.1921–1938 https://doi.org/10.1007/s10803-020-04672-4
80. Salhi C. et al. Physical Discipline, Deprivation, and Differential Risk of Developmental Delay Across 17 Countries. Journal of the American Academy Child and Adolescent Psychiatry. 2021. Vol.60(2). P.296-306.doi: 10.1016/j.jaac.2020.02.016.
81. Shah R. et al. Encouraging Parenting Behaviors That Promote Early Childhood Development Among Caregivers From Low-Income Urban Communities: A Randomized Static Group Comparison Trial of a Primary Care-Based Parenting Program. Maternal and Child Health Journal. 2019. Vol.23(1). P.39–46. doi:10.1007/s10995-018-2589-8
82. Sonawane V.B. et al. Comparative study of follow-up in high-risk infants and normal infants for development and neurological status in a tertiary hospital in Navimumbai, India. Sri Lanka Journal of Child Health. 2021. Vol.50(4). P.583-588. http://doi.org/10.4038/sljch.v50i4.9842
83. Telford R.M., Olive L.S., Telford R.D. A peer coach intervention in childcare centres enhances early childhood physical activity: The Active Early Learning (AEL) cluster randomised controlled trial. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2021. Vol.18(37) https://doi.org/10.1186/s12966-021-01101-2
84. Ulvund S.E. Early Intervention in Families with Preterm Infants: A Review of Findings from a Randomized Controlled Trial Following Children Up to 9 Years of Age. Children. 2022. Vol.9(474) https://doi.org/10.3390/children9040474
85. Vivanti G. et.al. Characteristics of children on the autism spectrum who benefit the most from receiving intervention in inclusive versus specialised early childhood education settings. Autism Research. 2022. Vol.15(11). P.2200–2209. https://doi.org/10.1002/aur.2815
86. Wainer A.L. et al. Examining a stepped-care telehealth program for parents of young children with autism: a proof-of-concept trial. Molecular Autism. 2021. Vol.12(32). https://doi.org/10.1186/s13229-021-00443
87. Waters Ch.F. et al. Sustainability of Early Intensive Behavioral Intervention for Children With Autism Spectrum Disorder in a Community Setting. Behavior Modification. 2020. Vol. 44(1). P.3–26. doi:10.1177/0145445518786463-9.
88. Wetherby A.M. et al. Changing Developmental Trajectories of Toddlers With Autism Spectrum Disorder: Strategies for Bridging Research to Community Practice. Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. Vol.61(11). P.2615-2628. doi:10.1044/2018_JSLHR-L-RSAUT-18-0028.
89. Whitehouse A. J.O. et al. Effect of Preemptive Intervention on Developmental Outcomes Among Infants Showing Early Signs of Autism A Randomized Clinical Trial of Outcomes to Diagnosis. JAMA Pediatrics. 2021. Vol.175(11):e213298. doi:10.1001/jamapediatrics.2021.3298.
90. Wieckowski A.T. et al. Early and Repeated Screening Detects Autism Spectrum Disorder. Journal Pediatr. 2021. Vol. 234(7). P.227–235. doi:10.1016/j.jpeds.2021.03.009.
91. Worku B.N. et al. Effects of home-based play-assisted stimulation on developmental performances of children living in extreme poverty: a randomized single-blind controlled trial. BMC Pediatrics. 2018. Vol.18(29) https://doi.org/10.1186/s12887-018-1023-0
92. Ziegler S.A. et al. The Coping with and Caring for Infants with Special Needs intervention was associated with improved motor development in preterm infants. Acta Paediatrica. 2021. Vol.110. P.1189–1200.doi: 10.1111/apa.15619
Количество просмотров: 212
Категория статей:
Обзор литературы
Библиографическая ссылка
Ракишева Ж.В. Актуальное состояние проблемы нарушения развития нервной системы в раннем возрасте и последующее вмешательство. Обзор литературы // Наука и Здравоохранение. 2024. Т.26 (5). С. 160-176. doi 10.34689/SH.2024.26.5.020Похожие публикации:
PROBIOTICS AS ADDITIONAL TREATMENT OF RHEUMATOID ARTHRITIS. A REVIEW.
TUBERCULOSIS: PREVALENCE, RISK FACTORS, AND FIRST-LINE DRUG RESISTANCE
АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
PROGNOSTIC SIGNIFICANCE OF GENETIC TUMOR MARKERS IN THYROID NEOPLASMS: LITERATURE REVIEW
CHARACTERIZING THE ROLE OF ABCG5/G8 IN SITOSTEROLEMIA: DIAGNOSTIC CHALLENGES IN DIFFERENTIATING FROM FAMILIAL HYPERCHOLESTEROLEMIA