ЗНАНИЯ ПСИХОЛОГОВ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ О РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Введение. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это неврологическое расстройство с пожизненными проявлениями, включающее повторяющиеся модели поведения, ограниченные интересы и проблемы в социальном взаимодействии. Родители детей с РАС часто сталкиваются с трудностями в понимании, управлении поведением и сокращении стресса. Вмешательства в области когнитивно-поведенческих и социальных навыков являются эффективными методами лечения, которые могут послужить основой для психотерапии детям с РАС. Учитывая эти проблемы, оказание психологической поддержки родителям или опекунам детей с РАС имеет решающее значение.
Цель: изучение знаний психологов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) города Алматы о РАС.
Материалы и методы. В ходе исследования были опрошены психологи ПСМП города Алматы, чтобы оценить их знания о расстройствах аутистического спектра (РАС). Мы адаптировали международную анкету, переведенную на казахский и русский языки, состоящую из 19 вопросов по четырем областям: социальное взаимодействие, коммуникация и язык, навязчивое и компульсивное поведение и общие знания о РАС. В опросе приняли участие 141 зарегистрированных психологов. Участие было добровольным и анонимным, при содействии городского управления здравоохранения.
Результаты. Более половины опрошенных - 50,4% - имеют опыт работы более 11 лет, в то время как молодые специалисты составляют около трети опрошенных - 29,6%. Большинство (84,0%) считают, что РАС относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения (код F), хотя только 77,0% знают об изменениях в МКБ 11. Многие психологи (45,6%) знакомы с методами диагностики РАС и модифицированным скрининговым тестом на аутизм для детей, но чаще всего (60,0%) они редко работают с детьми с РАС. Средние значения оценок по различным областям анкеты указывают на средний уровень знаний и опыта участников опроса.
Выводы. Исследование подчеркнуло необходимость обучения психологов первичной медико-санитарной помощи в вопросах, связанных с РАС, чтобы они могли оказывать эффективную поддержку родителям и опекунам детей с этим расстройством. Обучение должно включать методы психологической поддержки, направленные на помощь родителям в принятии диагноза и снижении тревожности и стресса.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, ПМСП, осведомленность, психологи.
Количество просмотров: 367
Категория статей:
Оригинальное исследование
Библиографическая ссылка
Кошербаева Л.К., Алтынбеков К.К., Имангалиева Л.Т., Ахтаева Н.С., Кожагельдиева Л., Курманалина С.К., Имаматдинова А.М. Знания психологов первичной медико-санитарной помощи о расстройствах аутистического спектра // Наука и Здравоохранение. 2024. Т.26 (3). С. 91-98. doi 10.34689/SH.2024.26.3.010Похожие публикации:
ПРИМЕНЕНИЕ РУКОВОДСТВУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННОГО ЭНДОКАРДИТА СТОМАТОЛОГАМИ КАЗАХСТАНА: ПОПЕРЕЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОЦЕНКА ОБРАЗОВАНИЯ ФИБРОЗА ПЕЧЕНИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМ ПАНКРЕАТИТОМ С ПОМОЩЬЮ НЕИНВАЗИВНЫХ ИНДЕКСОВ АСТ/АЛТ, APRI INDEX, FIB4 SCORE
ЗНАНИЕ, ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА К АБОРТАМ КАЗАХСТАНСКИХ АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ
ОЦЕНКА СТРЕССА У РАБОТНИКОВ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В КАЗАХСТАНЕ
ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСИРУЮЩЕЙ РЕТИНЭКТОМИИ НА ДИНАМИКУ ВНУТРИГЛАЗНОГО ДАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ВИТРЕОРЕТИНАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У БОЛЬНЫХ С ПРОЛИФЕРАТИВНОЙ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ РЕТИНОПАТИЕЙ