ЗНАНИЯ ПСИХОЛОГОВ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ О РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Введение. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это неврологическое расстройство с пожизненными проявлениями, включающее повторяющиеся модели поведения, ограниченные интересы и проблемы в социальном взаимодействии. Родители детей с РАС часто сталкиваются с трудностями в понимании, управлении поведением и сокращении стресса. Вмешательства в области когнитивно-поведенческих и социальных навыков являются эффективными методами лечения, которые могут послужить основой для психотерапии детям с РАС. Учитывая эти проблемы, оказание психологической поддержки родителям или опекунам детей с РАС имеет решающее значение.
Цель: изучение знаний психологов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) города Алматы о РАС.
Материалы и методы. В ходе исследования были опрошены психологи ПСМП города Алматы, чтобы оценить их знания о расстройствах аутистического спектра (РАС). Мы адаптировали международную анкету, переведенную на казахский и русский языки, состоящую из 19 вопросов по четырем областям: социальное взаимодействие, коммуникация и язык, навязчивое и компульсивное поведение и общие знания о РАС. В опросе приняли участие 141 зарегистрированных психологов. Участие было добровольным и анонимным, при содействии городского управления здравоохранения.
Результаты. Более половины опрошенных - 50,4% - имеют опыт работы более 11 лет, в то время как молодые специалисты составляют около трети опрошенных - 29,6%. Большинство (84,0%) считают, что РАС относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения (код F), хотя только 77,0% знают об изменениях в МКБ 11. Многие психологи (45,6%) знакомы с методами диагностики РАС и модифицированным скрининговым тестом на аутизм для детей, но чаще всего (60,0%) они редко работают с детьми с РАС. Средние значения оценок по различным областям анкеты указывают на средний уровень знаний и опыта участников опроса.
Выводы. Исследование подчеркнуло необходимость обучения психологов первичной медико-санитарной помощи в вопросах, связанных с РАС, чтобы они могли оказывать эффективную поддержку родителям и опекунам детей с этим расстройством. Обучение должно включать методы психологической поддержки, направленные на помощь родителям в принятии диагноза и снижении тревожности и стресса.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, ПМСП, осведомленность, психологи.
Количество просмотров: 1041
Категория статей:
Оригинальное исследование
Библиографическая ссылка
Кошербаева Л.К., Алтынбеков К.К., Имангалиева Л.Т., Ахтаева Н.С., Кожагельдиева Л., Курманалина С.К., Имаматдинова А.М. Знания психологов первичной медико-санитарной помощи о расстройствах аутистического спектра // Наука и Здравоохранение. 2024. Т.26 (3). С. 91-98. doi 10.34689/SH.2024.26.3.010Похожие публикации:
GENETIC VARIANTS IN LIPID-ASSOCIATED GENES IN THE KAZAKHSTANI COHORT WITH ATHEROSCLEROSIS AND HYPERTRIGLYCERIDEMIA
CLONAL HEMATOPOIESIS WITH INDETERMINATE POTENTIAL IN TET2 AND DNMT3A AMONG KAZAKHSTANI INDIVIDUALS WITH ATHEROSCLEROTIC DISEASE
PRELIMINARY ANALYSIS AND ASSESSMENT OF THE HEALTH STATUS OF THE DESCENDANTS OF PERSONS EXPOSED TO RADIATION, LIVING IN THE BESKARAGAI DISTRICT OF THE ABAY REGION
PRELIMINARY ANALYSIS OF THE HEALTH STATUS AND RADIATION DOSES OF RESIDENTS OF THE ABAY DISTRICT OF THE ABAY REGION, WHO ARE DESCENDANTS OF PERSONS EXPOSED TO RADIATION DUE TO NUCLEAR WEAPONS TESTS
TRENDS AND DISPARITIES IN CANCER MORBIDITY IN KAZAKHSTAN: A REGIONAL AND AGE-BASED ANALYSIS FOR 2014-2024