ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРИ ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья посвящена исследованию формирования профессиональных компетенций социального работника при оказании социальных услуг в системе здравоохранения Республики Казахстан. Cоциальная работа - сложный процесс, требующий прочных знаний в области здравоохранения, эффективность которого будет зависеть от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
В данной статье обозначена цель и задачи, определены методы социологического исследования. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме формирования профессиональных компетенций социального работника в системе здравоохранения. Для проведения социологического исследования, разработана анкета для социальных работников в медицинских учреждениях г.Астаны, с последующей компьютерной обработкой. Получена репрезентативная информация об исследуемой проблеме.
В результате проведенного исследования изучена степень влияния мотивов на результативность и профессиональную компетентность труда социального работника при оказании социальных услуг в системе здравоохранения. В ходе опроса автором обозначены основные мотивы для начала работы в системе здравоохранения. Это стремление реализоваться профессионально и необходимость зарабатывать на жизнь. Изучены такие понятие как материальные и не материальные методы мотивирования социального работника в системе здравоохранения, а так же их влияния на профессиональную компетентность социального работника в сфере здравоохранения. Влияние мотивирующих факторов, автором оценивалось с помощью таблицы для балльной оценки по шкале от 1 до 5. Обозначены результаты влияния денежных и не денежных мотивов на результативность труда социального работника.
Автором предпринята попытка разработать модель базовых и профессиональных компетенций социального работника при оказании социальных услуг в системе здравоохранения Республики Казахстан. Подробно обозначены четыре этапа модели оценки и развития компетенций социального работника. Разработанная модель поможет провести оценку, развитие и мотивирования социальных работников в системе здравоохранения. В конечном итоге это поможет повысить результативность их труда.
В заключении автором даны практические рекомендации для повышения профессиональной компетенции социального работника, эффективности и результативности его труда. Это такие рекомендации как: развитие материальных и не материальных методов мотивирования, участия в конференциях, семинарах, тренингах для предотвращения «синдрома выгорания, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Ж. Д. Турсынбекова
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан;
Национальная школа государственной политики
Кафедра "Социально-управленческие технологии", г. Астана, Казахстан
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, Санкт-Петербург: Питер, 2008., 832 с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 474 с.
3. Бусовикова О.П., Мартынова Т. Н. Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов, Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 410с.
4. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Теоретические основы подготовки социальных работников, Москва, 2002. 156 с.
5. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 336 с.
6. Журавлёв П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. Москва: Экзамен, 1999. 576 с.
7. Кайбышев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и промышленная экология. 2006. № 12. С. 21–26.
8. Кенжебеков Б. Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста // Высшая школа Казахстана. 2004. С. 102.
9. Левыкин И. Т., Таршис У. Я. Субъективные показатели образа жизни. Москва: Институт социологии, 1999. 187 с.
10. Лифшиц А. С. Оценка и развитие управленческого персонала. Иваново: ИГУ, 2000. 186 с.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: 2006. 308 с.
12. Паниотто В. И. Качество социологической информации. Киев: Институт философии, 2000. С. 184-188.
13. Холостова Е. И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Москва, 2001. 427 с.
14. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства. Москва: ИНФРА, 1996. 224с.
15. Хетагурова А. К., Касимовская Н. А. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе // Экономика здравоохранения. 2007. № 2–3. С. 25–29
16. Ягудина З. А. Гуманизация деятель-ности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетентности: автореф. дисс… канд. пед. наук. Москва, 2000. 26 с.
17. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Самара, 1995. 239 с.
18. Fletcher S. NVQs, Standards and Competence // Kogan Page, London, 2001. Р.126.
19. Ratanawongsa N, Wright SM, Carrese J. A. Well-being in residency: effects on relationships with patients, interactions with colleagues, performance, and motivation. Baltimore, 2000, 125 р.
20. Spencer L., McClelland D. and Spenser S. Competency Assessment Methods, Hay/McBer Research, Boston, 2000. Р. 256.
21. Training Agency (TA) Competence and Assessment // Standards Methodology Unit, Sheffield, 1999. Р. 56.
References:
1. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami [Practice of Human Resource Management]. St. Petersburg: Peter, 2008. P. 832.
2. Boyko V. V. Energiya emotsii [Energy of emotions]. St. Petersburg: Peter, 2004. P. 474.
3. Busovikova O. P., Martynov T. N. Sibirskaya psikhologiya segodnya: Sbornik nauchnykh trudov [Siberian Psychology Today: Collection of scientific works], Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2003. P. 410.
4. Verbitsky A. A. Kontekstnoe obuchenie v sisteme podgotovki sotsial'nykh rabotnikov. [Contextual learning in the training of social workers]. Teoreticheskie osnovy podgotovki sotsial'nykh rabotnikov [Theoretical bases of training of social workers], Moscow, 2002. P. 156.
5. Vodopiyanova N. E. Sindrom vygoraniya: Diagnostika i profilaktika [Burnout Syndrome: Diagnosis and prevention], St. Petersburg: Peter, 2005. P. 336.
6. Zhuravlev P. V., Kartashov S. A., Mausov N. K., Odegov Y. G. Tekhnologiya upravleniya personalom. Nastol'naya kniga menedzhera. [Technology of Personnel Management. Manager’s handbook], Moscow: Exam, 1999. P. 576.
7. Kaybishev V. T. Professional'no determinirovannyi obraz zhizni i zdorov'e vrachei v usloviyakh sovremennoi Rossii [Professionally deterministic way of life and health of doctors in modern Russia]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya [Medicine of work and industrial ecology], 2006. № 12. P. 21-26.
8. Kenzhebekov B. Sushhnost' i struktura professional'noi kompetentnosti spetsialista [The nature and structure of professional competence of the expert]. Vysshaya shkola Kazakhstana [Higher School of Kazakhstan]. 2004, P. 102.
9. Levykin I. T., Tarschis U. Ya. Sub"ektivnye pokazateli obraza zhizni. [Subjective indicators of lifestyle]. Moscow: Institute of Sociology, 1999. P. 187.
10. Lifshitz A. S. Otsenka i razvitie upravlencheskogo personala [Assessment and development of managerial staff]. Ivanovo: GDI, 2000. P. 186.
11. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: 2006. P. 308.
12. Paniotto V. I. Kachestvo sotsiologicheskoi informatsii [The quality of sociological information]. Kiev: Institute of Philosophy, 2000, P. 184-188.
13. Holostova E. I., Sorvina A. S. Sotsial'naya rabota: teoriya i praktika [Social work: theory and practice]. Moscow, 2001. P. 427.
14. Howard K., Korotkov E. Printsipy menedzhmenta: upravlenie v sisteme tsivilizovannogo predprinimatel'stva [Management principles: management in the civilized business]. Moscow: INFRA, 1996.P. 224.
15. Hetagurova A. K., Kasimovskaya N. A., Social'no-demograficheskie i psihologicheskie faktory, vliyayushhie na ukhod iz professii meditsinskikh sester na sovremennom etape [Social and demographic and psychological factors that influence the care of the nursing profession at the present stage]. Ekonomika zdravookhraneniya [Health Economics]. 2007. № 2-3. P. 25-29
16. Yagudina Z. A. Gumanizatsiya deyatel'nosti shkol'nogo sotsial'nogo pedagoga kak osnova sovershenstvovaniya ego professional'noy kompetentnosti (avtoref. kand. diss.) [Humanization of activity of school social teacher as a basis for improvement of professional competence: (Author’s Abstract of cand. diss.). Moscow, 2000. P. 26.
17. Yadov V. A. Sotsiologicheskoe issledovanie: Metodologiya. Programma. Metody. [Sociological study: Methodology. Program. Methods]. Samara, 1995. P. 239.
18. Fletcher S. NVQs, Standards and Competence. Kogan Page, London, 2001.Р. 126.
22. Ratanawongsa N, Wright S. M., Carrese J. A. Well-being in residency: effects on relationships with patients, interactions with colleagues, performance, and motivation. Baltimore, 2000, 125 р.
19. Spencer L., McClelland D. and Spenser S. Competency Assessment Methods, Hay/McBer Research, Boston, 2000. Р. 256.
20. Training Agency (TA) Competence and Assessment. Standards Methodology Unit, Sheffield, 1999. Р. 56.
Количество просмотров: 550
Категория статей:
Оригинальные исследования
Библиографическая ссылка
Турсынбекова Ж. Д. Формирование профессиональных компетенций социального работника при оказании социальных услуг в системе здравоохранения Республики Казахстан / / Наука и Здравоохранение. 2015. № 6. С. 147-158.Похожие публикации:
МЕХАНИКАЛЫҚ САРҒАЮ ОПЕРАЦИЯСЫ КЕЗІНДЕ КОАГУЛОПАТИЯЛЫҚ ҚАН КЕТУДІҢ АЛДЫН АЛУ ӘДІСІ
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АУТОДЕРМОПЛАСТИКИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГРАНУЛИРУЮЩИХ ГНОЙНЫХ РАН
BASICS OF REHABILITATION OF CHILDREN AFTER OPERATIONS ON THE COLON AND ANORECTAL AREA
HEALTH INDICATORS OF FIRST-YEAR-OF-LIFE CHILDREN IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN FOR 2013-2022
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ ГОРОДА АСТАНА