АНАЛИЗ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАССАХ КАЗАХСТАНА
Введение. Оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных проишествиях (ДТП) на автомобильных трассах требует серьезной и продуманной организации с учетом всех возможных условий. Несмотря на внедрение службы трассовых медико-спасательных пунктов (ТМСП), смертность в результате ДТП на трассах республиканского значения не имеет тенденции к снижению. Процесс совершенствования работы службы экстренного реагирования следует рассматривать с учетом факторов, вляющих на безопасное движение на трассах.
Цель работы: проведение анализа условий для эффективной работы служб по оказанию экстренной медицинской помощи на автомобильных трассах Казахстана.
Материалы и методы. Выполнен анализ по данным отчетов ГУ "Центр медицины катастроф" Министерства по Чрезвычайным ситуациям (МЧС РК) за 2019-2020 годы, Управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК, Бюро Национальной Статистики РК. Для построения модели прогнозирования эффективной организации службы экстренного реагирования применен ROC – анализ (Receiver operating characteristic) с порога отсечения по интенсивным показателям.
Результаты. Показатели смертности в 2019-2020 годах в результате ДТП на трассах составили 9,7 и 7,3 на 100 тыс. населения соотвественно, и имеют прямую среднюю и высокую корреляционную связь с плотность населения в регионе (R=0,68 и 0,71 соотвественно), коэффициент регрессии составил 1,6 (р=0,00). Различия между показателями не установлены (t-тестб р=0,44). Сравнительный ROC – анализ при порогах отсечения 4 ТМСП и 2 ТМСП на 100 тыс. населения показал площадь под кривой 0,70 (р=0,03) и 0,61 (р=0,044).
Заключение. Для эффективной работы службы экстренного реагирования на ДТП требуется совершенствовать расчеты по количеству и зоне отвественности ТМСП. Данные аналитических отчетов позволяют провести анализ по потребности в количестве ТМСП с учетом условий по плотности населения. Для рассчета количества бригад эктренного реагирования следует иметь данные по состоянию дорожного полотна в разрезе регионов на каждые 10 км трассы, данные по возрасту и техническому состоянию автопарка по регионам, данные по плотности автомобильного потока по регионам с учетом времени года и времени суток.
Асем К. Сисенова1, Зайтуна Г. Хамидуллина1 https://orcid.org/0000-0002-0902-5269
Гульсум А. Кокишева3, Светлана Б. Абдрашитова3, Гульноза У. Алдабекова1,3
Асель Ж. Хасенова2, https://orcid.org/0000-0002-2328-6924, Айгуль А. Исмаилова1
1 НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур-Султан, Республика Казахстан;
2 НАО «Казахский Национальный медицинский университет им.С.Д. Асфендиярова»,
г. Алматы, Республика Казахстан;
3 Многопрофильная клиническая больница №3, г. Нур-Султан, Республика Казахстан.
1. Бизнесстат.ру, Анализ рынка такси в Казахстане 2015-2020гг. РБК, 2021, https://marketing.rbc.ru/research/42668/ (Дата посещения: 01.02.2022).
2. Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Основные социально-экономические показатели 2021. https://stat.gov.kz/ (Дата посещения 01.02.2022).
3. Информационная служба СК «Kompetenz». Анализ ДТП среди водителей Республики Казахстан. Алматы, 2019, https://generalre.kz/strakhovye-kompanii/223-kompetenz (Дата посещения: 01.02.2022)
4. Комитет по правовой статистике. В Казахстане растет число ДТП с участием детей. г. Нур-Султан, 2021. С. 12-13
5. Корпоративный Фонд «Kazlogistics». Отчёт по выполнению проекта «анализ состояния и оценка эффективности обновления парка автотранспортных средств республики казахстан. Объединение юридических лиц «Союз автотранспортников Республики Казахстан», Алматы, 2021 с.7-9
6. Пастмур Йо., Йор Ё., Европейский региональный доклад о безопасности дорожного движения 2019 г. // Cоциальные аспекты здоровья населения. ВОЗ. Европейское региональное бюро, 2019 с.8-9
7. Приказ Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26.12.2017 года № 180. Инструкция по оценке качества содержания автомобильных дорог при весеннем и осеннем обследованиях. Астана, 2017, с.4
8. Совместный приказ МВД Республики Казахстан от 21.09.2016 №919, МЗСР Республики Казахстан от 21.09.2016 №819, МИР Республики Казахстан от 28.09.2016 №688. Об утверждении Правил оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Астана, 2016. С.4
9. Токкулов Б.С. Управление автомобильными дорогами Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития // Современные инновации, 2017. № 4(18), С. 65-69.
10. Указ Предидента Республики Казахстан от 02.11.2010 г. №1113. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы. Астана, 2010. С.26
11. Утеулиев Е.С., Абдикаримова Г.Ч., Аубакиров М.Г., Абдымолдаева Ж.А., Жумагулов М.О., Ахметов О.Б. Дорожно-транспортные происшествия – как проблема общественного здравоохранения // StudNet, 2020. №1. С. 52-55.
12. Ameratunga S., Hijar M., Norton R. Road-traffic injuries: Confronting disparities to address a global-health problem // Lancet. 2006. №12(367), pp. 1533-1540.
13. Beate Sundfør H., Sagberg F., Høye A. Inattention and distraction in fatal road crashes – Results from in-depth crash investigations in Norway // Accident Analysis & Prevention 2019. №125, pp. 152-157.
14. Bhalla K., Sriram V., Arora R., et al. The care and transport of trauma victims by layperson emergency medical systems: a qualitative study in Delhi, India // BMJ Global Health. 2019. № 4, p. e001963.
15. Chen Yu, Jiajie Zhang, et al. Speed-Density Model of Interrupted Traffic Flow Based on Coil Data // Mobile Information Systems. 2016. №4, p. ID 7968108.
16. Gedeborg R., Thiblin I., Byberg L. et al. Population density and mortality among individuals in motor vehicle crashes // Inj Prev. 2010. №16(5), pp. 302-308.
17. Gopalakrishnan S. A Public Health Perspective of Road Traffic Accidents // J Family Med Prim Care. 2012. №1(2), pp. 144-150.
18. Martín-delos Reyes L.M., Martínez-Ruiz V. et al. Prevalence of and Factors Associated with Driving a Vehicle with Timed-Out Inspection Certificate in Spain // Int J Environ Res Public Health. 2021. № 19(1), pp. 98-115.
19. McDonald H., Berecki-Gisolf J., et al. Traffic offending and deterrence: An examination of recidivism amongst drivers in Victoria, Australia born prior to 1975 // PLoS One. 2020. № 15(10), p. e0239942.
20. National Institute of Mental Health and Neuro Sciences. WHO collaborating centre for injury prevention and safety promotion // 2012 https://nimhans.ac.in/who-collaborating-centre-for-injury-prevention-and-safety-promotion/ (Access date: 01.02.2022).
21. Quistberg D.A., Hessel P., Rodriguez D.A., et al. Urban landscape and street-design factors associated with road-traffic mortality in Latin America between 2010 and 2016 (SALURBAL): an ecological study // Lancet Planet Health 2020. № 6(2), pp. 122-131.
22. Tsuboi T. New Traffic Congestion Analysis Method in Developing Countries (India) // Proceedings of the 6th International Conference on Vehicle Technology and Intelligent Transport Systems. 2020. №4, pp. 145-151.
23. WHO. United Nations Road Safety Collaboration. World unites to halt death and injury on the road // 2011 https://www.who.int/groups/united-nations-road-safety-collaboration (Access date: 01.02.2022).
References:
1. Businesstat.ru. Analiz rynka taxi v Kazakhstane 2015-2020 [Analysis of taxi market in Kazakhstan 2015-2020]. RBK, 2021, https://marketing.rbc.ru/research/42668/ (Access date: 01.02.2022).
2. Buro natsionalnoi statistiki. [Bureau of national Statistics]. Osnovnye sotsialno-economicheskie pokazateli [Basic social economic indicators]. https://stat.gov.kz/, (Access date: 01.02.2022).
3. Informatsionnaya sluzhba SK «Kompetenz». [Information service of Insurance company «Kompetenz»] Analiz DTP sredi voditelei Respubliki Kazakhstan [Analysis of road accidents in Republic of Kazakhstan]. Almaty, 2019. https://generalre.kz/strakhovye-kompanii/223-kompetenz (Access date: 01.02.2022).
4. Komitet po pravovoi statistike [Committee in Law statistics] V Kazakhstane rastyet chislo DTP s uchastiyem detei [Rising numbers of road accidents with children]. Nur-Sultan, 2021. Р. 12-13
5. Korporativnyi fond «Kazlogistics». Otchet o vypolnenii proekta Analiz sostoyaniya I otsenka effektivnosti obnovleniya parka avtotransportnykh sredsnv Respubliki Kazakhstan [Corporative Fund Kazlogistics. Perfomance report of the project in Analysis of present condition and evaluation of rennovations of car park in Republic of Kazakhstan]. Ob’edineniye yuridicheskikh lits Soyuz avtotransportnikov Respubliki Kazakhstan. [The unity of enterprises of Drivers Union of Republic of Kazakhstan] Almaty, 2021. Р. 7-9
6. Jonatton P., Yongjie Yo.. Yevropeiskii regionalnyi doklad o bazopasnosti dorozhnogo dvizheniya2019 [European report for road safety 2019]. Sotsialniye aspekty zdoroviya naseleniya VOZ Yevropeiskoye regionalnoye buro [Social aspects of population health WHO European regional Bureau].
7. Prikaz Komiteta avtomobilnykh dorog Ministerstva po investitsiyam I razvitiyu RK ot 26.12.2017 №180. Instruktsiya po otsenke kachestva soderzhaniya avtomobilnykh dorog pri vesennem I osennem obsledovaniyakh [The order of Road Committee of the Ministry of investments and development of RK by 26.12.2017 № 180. Instruction for exploration and assessment of quality of automobile roads for autumn and spring seasons]. Astana, 2017. Р.4
8. Sovmestnyi Prokaz MVD RK ot 21.09.2016 № 919, MZSR RK ot 21.09.2016 № 819, MIR RK ot 28.09.2016 № 688. Ob utverzhdenii pravil operativnogo reagirovaniya I okazaniya svoevremennoi kompleksnoq pomoschi litsam postradavshim v dorozhno-transportnykh proishestviyakh [Joint Order of Ministry of internal affairs by 21.09.2016 №919, Ministry of health and Social Development by 21.09.2016 №819, Ministry of investments and development by 28.09.2016 №688. Approval of rules for prompt response and emergent care for people affected in road accidents]. Astana. 2016. Р.4
9. Tokkulov B.S. Upravleniye avtomobilnymi dorogami Respubliki Kazakhstan: problemy i perspectivy razvitiya. [Management of automobile roads in Pebublik of Kazakhstan: issues and perspectives for development]. Sovremennye innovatsii [Modern innovations]. 2017. №4(18), pp. 65-69.
10. Ukaz Presidenta RK ot 02.11.2010 г. №1113. [Decree of President of RK] Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy razvitiya zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan Salamatty Kazakhstan na 2011-2015. [Approval of State program in health care development of Republic of Kazakhstan Salamatty Kazakhstan 2011–2015]. Astana, 2010. Р.26
11. Uteuliyev Ye.S., Abdikarimova G.Ch., Aubakirov M.G., Abdymoldayeva Zh.A., Zhumagulov M.O., Akhmetov O.B. Dorozhno-transportnye proishestviya kak problema obschestvennogo zdravookhraneniya [Road accidents as an challenge for public health]. StudNet [StudNet]. 2020. №1, pp. 52-55.
Количество просмотров: 398
Категория статей:
Оригинальные исследования
Библиографическая ссылка
Сисенова А.К., Хамидуллина З.Г., Кокишева Г.А., Абдрашитова С.Б., Алдабекова Г.У., Хасенова А.Ж., Исмаилова А.А. Анализ условий, необходимых для организации и планирования оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на автомобильных трассах Казахстана // Наука и Здравоохранение. 2022. 2(Т.24). С. 48-56. doi 10.34689/SH.2022.24.2.006Похожие публикации:
МЕХАНИКАЛЫҚ САРҒАЮ ОПЕРАЦИЯСЫ КЕЗІНДЕ КОАГУЛОПАТИЯЛЫҚ ҚАН КЕТУДІҢ АЛДЫН АЛУ ӘДІСІ
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АУТОДЕРМОПЛАСТИКИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГРАНУЛИРУЮЩИХ ГНОЙНЫХ РАН
BASICS OF REHABILITATION OF CHILDREN AFTER OPERATIONS ON THE COLON AND ANORECTAL AREA
HEALTH INDICATORS OF FIRST-YEAR-OF-LIFE CHILDREN IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN FOR 2013-2022
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ ГОРОДА АСТАНА