АНАЛИЗ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАССАХ КАЗАХСТАНА
Введение. Оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных проишествиях (ДТП) на автомобильных трассах требует серьезной и продуманной организации с учетом всех возможных условий. Несмотря на внедрение службы трассовых медико-спасательных пунктов (ТМСП), смертность в результате ДТП на трассах республиканского значения не имеет тенденции к снижению. Процесс совершенствования работы службы экстренного реагирования следует рассматривать с учетом факторов, вляющих на безопасное движение на трассах.
Цель работы: проведение анализа условий для эффективной работы служб по оказанию экстренной медицинской помощи на автомобильных трассах Казахстана.
Материалы и методы. Выполнен анализ по данным отчетов ГУ "Центр медицины катастроф" Министерства по Чрезвычайным ситуациям (МЧС РК) за 2019-2020 годы, Управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК, Бюро Национальной Статистики РК. Для построения модели прогнозирования эффективной организации службы экстренного реагирования применен ROC – анализ (Receiver operating characteristic) с порога отсечения по интенсивным показателям.
Результаты. Показатели смертности в 2019-2020 годах в результате ДТП на трассах составили 9,7 и 7,3 на 100 тыс. населения соотвественно, и имеют прямую среднюю и высокую корреляционную связь с плотность населения в регионе (R=0,68 и 0,71 соотвественно), коэффициент регрессии составил 1,6 (р=0,00). Различия между показателями не установлены (t-тестб р=0,44). Сравнительный ROC – анализ при порогах отсечения 4 ТМСП и 2 ТМСП на 100 тыс. населения показал площадь под кривой 0,70 (р=0,03) и 0,61 (р=0,044).
Заключение. Для эффективной работы службы экстренного реагирования на ДТП требуется совершенствовать расчеты по количеству и зоне отвественности ТМСП. Данные аналитических отчетов позволяют провести анализ по потребности в количестве ТМСП с учетом условий по плотности населения. Для рассчета количества бригад эктренного реагирования следует иметь данные по состоянию дорожного полотна в разрезе регионов на каждые 10 км трассы, данные по возрасту и техническому состоянию автопарка по регионам, данные по плотности автомобильного потока по регионам с учетом времени года и времени суток.
Асем К. Сисенова1, Зайтуна Г. Хамидуллина1 https://orcid.org/0000-0002-0902-5269
Гульсум А. Кокишева3, Светлана Б. Абдрашитова3, Гульноза У. Алдабекова1,3
Асель Ж. Хасенова2, https://orcid.org/0000-0002-2328-6924, Айгуль А. Исмаилова1
1 НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур-Султан, Республика Казахстан;
2 НАО «Казахский Национальный медицинский университет им.С.Д. Асфендиярова»,
г. Алматы, Республика Казахстан;
3 Многопрофильная клиническая больница №3, г. Нур-Султан, Республика Казахстан.
1. Бизнесстат.ру, Анализ рынка такси в Казахстане 2015-2020гг. РБК, 2021, https://marketing.rbc.ru/research/42668/ (Дата посещения: 01.02.2022).
2. Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Основные социально-экономические показатели 2021. https://stat.gov.kz/ (Дата посещения 01.02.2022).
3. Информационная служба СК «Kompetenz». Анализ ДТП среди водителей Республики Казахстан. Алматы, 2019, https://generalre.kz/strakhovye-kompanii/223-kompetenz (Дата посещения: 01.02.2022)
4. Комитет по правовой статистике. В Казахстане растет число ДТП с участием детей. г. Нур-Султан, 2021. С. 12-13
5. Корпоративный Фонд «Kazlogistics». Отчёт по выполнению проекта «анализ состояния и оценка эффективности обновления парка автотранспортных средств республики казахстан. Объединение юридических лиц «Союз автотранспортников Республики Казахстан», Алматы, 2021 с.7-9
6. Пастмур Йо., Йор Ё., Европейский региональный доклад о безопасности дорожного движения 2019 г. // Cоциальные аспекты здоровья населения. ВОЗ. Европейское региональное бюро, 2019 с.8-9
7. Приказ Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26.12.2017 года № 180. Инструкция по оценке качества содержания автомобильных дорог при весеннем и осеннем обследованиях. Астана, 2017, с.4
8. Совместный приказ МВД Республики Казахстан от 21.09.2016 №919, МЗСР Республики Казахстан от 21.09.2016 №819, МИР Республики Казахстан от 28.09.2016 №688. Об утверждении Правил оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Астана, 2016. С.4
9. Токкулов Б.С. Управление автомобильными дорогами Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития // Современные инновации, 2017. № 4(18), С. 65-69.
10. Указ Предидента Республики Казахстан от 02.11.2010 г. №1113. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы. Астана, 2010. С.26
11. Утеулиев Е.С., Абдикаримова Г.Ч., Аубакиров М.Г., Абдымолдаева Ж.А., Жумагулов М.О., Ахметов О.Б. Дорожно-транспортные происшествия – как проблема общественного здравоохранения // StudNet, 2020. №1. С. 52-55.
12. Ameratunga S., Hijar M., Norton R. Road-traffic injuries: Confronting disparities to address a global-health problem // Lancet. 2006. №12(367), pp. 1533-1540.
13. Beate Sundfør H., Sagberg F., Høye A. Inattention and distraction in fatal road crashes – Results from in-depth crash investigations in Norway // Accident Analysis & Prevention 2019. №125, pp. 152-157.
14. Bhalla K., Sriram V., Arora R., et al. The care and transport of trauma victims by layperson emergency medical systems: a qualitative study in Delhi, India // BMJ Global Health. 2019. № 4, p. e001963.
15. Chen Yu, Jiajie Zhang, et al. Speed-Density Model of Interrupted Traffic Flow Based on Coil Data // Mobile Information Systems. 2016. №4, p. ID 7968108.
16. Gedeborg R., Thiblin I., Byberg L. et al. Population density and mortality among individuals in motor vehicle crashes // Inj Prev. 2010. №16(5), pp. 302-308.
17. Gopalakrishnan S. A Public Health Perspective of Road Traffic Accidents // J Family Med Prim Care. 2012. №1(2), pp. 144-150.
18. Martín-delos Reyes L.M., Martínez-Ruiz V. et al. Prevalence of and Factors Associated with Driving a Vehicle with Timed-Out Inspection Certificate in Spain // Int J Environ Res Public Health. 2021. № 19(1), pp. 98-115.
19. McDonald H., Berecki-Gisolf J., et al. Traffic offending and deterrence: An examination of recidivism amongst drivers in Victoria, Australia born prior to 1975 // PLoS One. 2020. № 15(10), p. e0239942.
20. National Institute of Mental Health and Neuro Sciences. WHO collaborating centre for injury prevention and safety promotion // 2012 https://nimhans.ac.in/who-collaborating-centre-for-injury-prevention-and-safety-promotion/ (Access date: 01.02.2022).
21. Quistberg D.A., Hessel P., Rodriguez D.A., et al. Urban landscape and street-design factors associated with road-traffic mortality in Latin America between 2010 and 2016 (SALURBAL): an ecological study // Lancet Planet Health 2020. № 6(2), pp. 122-131.
22. Tsuboi T. New Traffic Congestion Analysis Method in Developing Countries (India) // Proceedings of the 6th International Conference on Vehicle Technology and Intelligent Transport Systems. 2020. №4, pp. 145-151.
23. WHO. United Nations Road Safety Collaboration. World unites to halt death and injury on the road // 2011 https://www.who.int/groups/united-nations-road-safety-collaboration (Access date: 01.02.2022).
References:
1. Businesstat.ru. Analiz rynka taxi v Kazakhstane 2015-2020 [Analysis of taxi market in Kazakhstan 2015-2020]. RBK, 2021, https://marketing.rbc.ru/research/42668/ (Access date: 01.02.2022).
2. Buro natsionalnoi statistiki. [Bureau of national Statistics]. Osnovnye sotsialno-economicheskie pokazateli [Basic social economic indicators]. https://stat.gov.kz/, (Access date: 01.02.2022).
3. Informatsionnaya sluzhba SK «Kompetenz». [Information service of Insurance company «Kompetenz»] Analiz DTP sredi voditelei Respubliki Kazakhstan [Analysis of road accidents in Republic of Kazakhstan]. Almaty, 2019. https://generalre.kz/strakhovye-kompanii/223-kompetenz (Access date: 01.02.2022).
4. Komitet po pravovoi statistike [Committee in Law statistics] V Kazakhstane rastyet chislo DTP s uchastiyem detei [Rising numbers of road accidents with children]. Nur-Sultan, 2021. Р. 12-13
5. Korporativnyi fond «Kazlogistics». Otchet o vypolnenii proekta Analiz sostoyaniya I otsenka effektivnosti obnovleniya parka avtotransportnykh sredsnv Respubliki Kazakhstan [Corporative Fund Kazlogistics. Perfomance report of the project in Analysis of present condition and evaluation of rennovations of car park in Republic of Kazakhstan]. Ob’edineniye yuridicheskikh lits Soyuz avtotransportnikov Respubliki Kazakhstan. [The unity of enterprises of Drivers Union of Republic of Kazakhstan] Almaty, 2021. Р. 7-9
6. Jonatton P., Yongjie Yo.. Yevropeiskii regionalnyi doklad o bazopasnosti dorozhnogo dvizheniya2019 [European report for road safety 2019]. Sotsialniye aspekty zdoroviya naseleniya VOZ Yevropeiskoye regionalnoye buro [Social aspects of population health WHO European regional Bureau].
7. Prikaz Komiteta avtomobilnykh dorog Ministerstva po investitsiyam I razvitiyu RK ot 26.12.2017 №180. Instruktsiya po otsenke kachestva soderzhaniya avtomobilnykh dorog pri vesennem I osennem obsledovaniyakh [The order of Road Committee of the Ministry of investments and development of RK by 26.12.2017 № 180. Instruction for exploration and assessment of quality of automobile roads for autumn and spring seasons]. Astana, 2017. Р.4
8. Sovmestnyi Prokaz MVD RK ot 21.09.2016 № 919, MZSR RK ot 21.09.2016 № 819, MIR RK ot 28.09.2016 № 688. Ob utverzhdenii pravil operativnogo reagirovaniya I okazaniya svoevremennoi kompleksnoq pomoschi litsam postradavshim v dorozhno-transportnykh proishestviyakh [Joint Order of Ministry of internal affairs by 21.09.2016 №919, Ministry of health and Social Development by 21.09.2016 №819, Ministry of investments and development by 28.09.2016 №688. Approval of rules for prompt response and emergent care for people affected in road accidents]. Astana. 2016. Р.4
9. Tokkulov B.S. Upravleniye avtomobilnymi dorogami Respubliki Kazakhstan: problemy i perspectivy razvitiya. [Management of automobile roads in Pebublik of Kazakhstan: issues and perspectives for development]. Sovremennye innovatsii [Modern innovations]. 2017. №4(18), pp. 65-69.
10. Ukaz Presidenta RK ot 02.11.2010 г. №1113. [Decree of President of RK] Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy razvitiya zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan Salamatty Kazakhstan na 2011-2015. [Approval of State program in health care development of Republic of Kazakhstan Salamatty Kazakhstan 2011–2015]. Astana, 2010. Р.26
11. Uteuliyev Ye.S., Abdikarimova G.Ch., Aubakirov M.G., Abdymoldayeva Zh.A., Zhumagulov M.O., Akhmetov O.B. Dorozhno-transportnye proishestviya kak problema obschestvennogo zdravookhraneniya [Road accidents as an challenge for public health]. StudNet [StudNet]. 2020. №1, pp. 52-55.
Количество просмотров: 552
Категория статей:
Оригинальные исследования
Библиографическая ссылка
Сисенова А.К., Хамидуллина З.Г., Кокишева Г.А., Абдрашитова С.Б., Алдабекова Г.У., Хасенова А.Ж., Исмаилова А.А. Анализ условий, необходимых для организации и планирования оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на автомобильных трассах Казахстана // Наука и Здравоохранение. 2022. 2(Т.24). С. 48-56. doi 10.34689/SH.2022.24.2.006Похожие публикации:
TRENDS IN MORBIDITY AND MORTALITY FROM CHRONIC HEART FAILURE IN ALMATY
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МИОКАРДА ПОСЛЕ АОРТОКОРОНАРНОГО ШУНТИРОВАНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РЕАБИЛИТАЦИИ
МЕДИКО – СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ ПАНКРЕАТИТОМ
A COMPARATIVE ANALYSIS OF 24-HOUR DIETARY RECALLS AND FOOD FREQUENCY QUESTIONNAIRES ADMINISTERED SIMULTANEOUSLY IN THE KAZAKHSTANI POPULATION
ANALYSIS OF PATIENT SATISFACTION WITH THE QUALITY OF ORGANIZATION OF TREATMENT IN FOREIGN CLINICS