Медико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов медицинского вуза (на примере государственного медицинского университета города Семей)

Введение. Изучение репродуктивного поведения является существенным и необходимым для понимания и прогнозирования тенденций рождаемости в Казахстане. Ускоренное физическое развитие молодежи, стремление ее раннего вхождения  в социальной мир взрослых происходят на фоне все большего признания прав подрастающего поколения, расширения возможностей участия молодых людей во всех сферах жизни общества. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, при физическом отсутствии воспитательно - образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая  социализация молодежи превратились в стихийный процесс [1,5].

Цель: Изучить медико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов медицинского вуза (на примере Государственного Медицинского Университета города Семей).

Материалы и методы: Исследование - одномоментное поперечное [9,10]. Проведен социологический опрос (анкетирование). Объектами социологического исследования явились 200 студентов Государственного Медицинского Университета  г. Семей (n=196).  Статистическая обработка полученных данных велась с помощью программы SPSS Statistics 20.0. Для качественных данных статистическая значимость различий в группах была определена с помощью расчета критерия Хи-квадрат (χ2), для количественных данных – Т-критерий Стьюдента.

Результаты исследования. 17,3% студентов употребляют алкоголь. Имеют вредные привычки 9,3%. Курят 5,1% респондентов, из которых 40% лица женского пола. Неоднократно пробовали наркотики 1,5% респондентов. Среди студентов, состоящих в браке, уровень распространения вредных привычек в 9 раз ниже, чем среди холостых. Сексуальный опыт среди лиц женского пола, не состоящих в браке имеют 1/5 часть, среди лиц мужского пола 3/4 респондентов. Знание методов контрацепции подтвердили 2/3 респондентов. Большинство респондентов используют барьерные методы контрацепции. Респонденты первых курсов показали невысокий уровень знаний об абортах. Большинство респондентов старших курсов осознают вред абортов для организма женщины в полной мере. Среди девушек распространен настрой на сохранение беременности в случае ее возникновения.

Выводы. Медико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов зависят от желания и умения выработать разумное поведение в соответствии с условиями реального времени. Студенты медвуза должны, неукоснительно, соблюдать принципы ЗОЖ, способствовать сохранению физического, нравственного и духовного здоровья. Необходимо изменение установок студентов на такие аспекты как: приобщение к культурным ценностям, стремление улучшить образовательный потенциал, принятие ответственного отношения к вопросам репродуктивного поведения, сохранение физического, нравственного и духовного здоровья, формирование отрицательного отношения к пагубным привычкам: курению, употреблению спиртных напитков, снижению гиподинамии.

Зайтуна А. Хисметова, http://orcid.org/0000-0001-5937-3045

Алия К. Атабаева, http://orcid.org/0000-0001-7725-2255

Умытжан С. Самарова, http://orcid.org/0000-0003-3320-7115

Камила М. Худайбердина

Государственный медицинский университет города Семей,

Кафедра общественного здравоохранения, г. Семей, Республика Казахстан

1.         Альбицкий В.Ю., Юсупова А.Н., Шарапова Е.И. и др. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России. Казань, 2001. 247 с.

2.         Абзалова Р.А. Медико-социальные проблемы подростков и молодежи в современ-ных условиях // Центрально-Азиатский Журнал Общественного Здравоохранения. 2005. Т. 4, № 4. С. 45.

3.         Архангельский В.Н. Обоснование выбора направлений и мер политики по стимулированию рождаемости. Политика народонаселения: настоящее и будущее. - М.: Макс Пресс, 2005. С.74-84.

4.         Бабнева Т.Н. Экстренная контрацепция у подростков и молодежи. основы консультирования // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2008. №1. С.13-18.

5.         Бексултанова А.К. Репродуктивное здоровье и репродуктивный потенциал: методология исследования и оценки // Валеология. 2010. С. 47-51.

6.         Борисов В.А. Демография (учебник для ВУЗов).— М.: NOTA BENE, 2005. .344с.

7.         Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Богоявленский Д.Д., Захаров С.В., Иванова Е.И., Кваша Е.А., Сакевич В.И., Харькова Т.Л. Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. 608с.

8.         Глушкова Н.Е. Барьеры доступа молодежи к медицинским и социальным услугам на примере студентов медицинского вуза // Сборник материалов XLVII научно – практической конференций «Гигиена, организация здравоохранения и проф. патология». Новокузнецк, 2012. T. 1. С. 52 – 55.

9.         Гржибовский А.М., Иванов С.В. Поперечные (одномоментные) исследования в здравоохранении // Наука и Здравоохранение. 2015. № 2. С. 5-18

10.     Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Экологические (корреляционные) исследования в здравоохранении // Наука и Здравоохранение. 2015. № 5. С. 5-18

11.     Денисова Д.В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов.: дисс. … канд. мед. наук, СПб, 2001. 152 с.

12.     Зеленин А. Национальная модель реализации молодежной политики в соединенных штатах америки // Вестник Кемеровского Государственного медицинского университета. 2009. Т. 4. С. 69–72

13.     Зелинская Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здравоохранения Российской Федерации // Росс.вестн.перинат.и педиатрии. 2008. №1. С.83-89.

14.     Ильясов Ф.Н. О репродуктивном пове-дении и не только // Мониторинг обществен-ного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 4 (116). С. 175-182.

15.     Наруск А.Х. Формирование репродук-тивных установок молодого поколения в родительской семье // Демографическая полити-ка в региональном разрезе. - М., 1988. С. 105.

16.     Кабакова М.П. Социально-психологические аспекты формирования репродуктивной установки молодежи в родительской семье // Вестник университета «Кайнар».  2005.  № 1-2. С. 62-72.

17.     Казақстан жастары. Молодежь казахстана - статистический сборник. Астана 2015..55 с.

18.     Каржаубаева Ш.Е. Ресурсное обеспечение молодежных центров здоровья в Республике Казахстан // Российский семейный врач. 2009. Vol. 13, № 2. С. 16.

19.     Кошкимбаева Г.Д. Опыт работы молодежного центра в информировании молодежи по вопросам репродуктивного здоровья // Репродуктивная медицина. 2010. Т. 4–5. С. 22–23.

20.     Проект концепции государственной молодежной политики до 2020 года http://www.zhasotan.kz/index.php?element_id=4771. (Режим доступа-свободный, 22.03.2014)

21.     Послание президента Республики Казахстан - лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана 14 декабря 2012 г. Стратегия «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства http://www.akorda.kz/ru /page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742. (дата обращения: 22.03.2014).

22.     Постановление Правительства РК от 21.11.2001 № 1500 "О концепции по нравственно-половому воспитанию в Республике Казахстан" // http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01450&all=all. (дата обращения: 22.03.2014)

23.     Прилепская В.Н., Косарева Е.А. Репродуктивное поведение у женщин: современные тенденции (обзор литературы) // Контрацепция и здоровье женщины. 2000. №2. С. 18–25.

24.     Национальный доклад «О ходе работы для ССГАООН» Республика Казахстан. отчётный период: январь 2010-декабрь 2011 года. Астана-Алматы. 2012.

25.     Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек подросткового возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003. №5. C.8-9.

26.     Яковлева М.В. Состояние здоровья молодёжи по данным социально-гигиеничес-кого мониторинга «Здоровье населения – основа благополучия страны»: Материалы V Республиканского съезда организаторов здравоохранения РБ, Минск, г. Минск, 2006. С. 334–336.

Количество просмотров: 3909



Библиографическая ссылка

Хисметова З.А., Атабаева А.К., Самарова У.С., Худайбердина К.М. Медико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов медицинского вуза (на примере Государственного медицинского университета города Семей) / / Наука и Здравоохранение. 2017. №3. С. 84-94.

Авторизируйтесь для отправки комментариев