Online ISSN: 3007-0244,
Print ISSN:  2410-4280
ИСЛАМ, ТЕНГРИАНСТВО И ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ В КАЗАХСТАНЕ: ОБЗОР И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРГАННОГО ДОНОРСТВА
Введение: Несмотря на достаточное количество трансплантационных центров, наличие квалифицированных специалистов, современное техническое оснащение клиник, государственное финансирование, количество трансплантаций органов от посмертных доноров в Казахстане остается катастрофически низким. Одной из причин отказов граждан от участия в программе органного донорства являются религиозные убеждения. Цель – осветить роль исламской религии и тенгрианства в развитии посмертного донорства, а также изучить текущее положение в трансплантационной деятельности в Республике Казахстан. Стратегия поиска: с целью сбора информации о роли исламской религии и тенгрианства в донорстве органов, был проведен обзор литературы в Scopus, PubMed, National Library of Medicine, Embase, MedLine, Google Academic, проанализированы данные Республиканского центра по координации трансплантации и высокотехнологических медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан по вопросам трансплантационной деятельности в Казахстане. Результаты: Текущее состояние в отношении посмертного донорства и трансплантационной деятельности в Казахстане в целом показало неоднородный вид. Полученные данные показали, что трансплантация органов, в особенности посмертное донорство, требует радикальных изменений. Была выявлена неоднозначная роль исламской религии, а также концепции тенгрианства на развитие посмертного донорства. Законодательная база, информированность и стереотип мышления общества в отношении донорства, инфраструктура, оснащение необходимым и связанное с этим образование для развития трансплантации нуждаются в улучшениях. Вывод: Развитие посмертного донорства любой страны во многом зависит от уровня экономического развития самой страны, достаточной поддержки правительства, правильного понимания и информированности общества, самих медицинских работников о посмертном донорстве и его пользы для граждан, нуждающихся в трансплантации органов.
Куттымуратов Гани Муратович - MD, PhD, хирург, трансплантолог, Департамент многопрофильной хирургии, Корпоративный фонд «University Medical Center», г. Астана Почтовый индекс: 010000 E-mail: e-mail: gani.kt@umc.org.kz Телефон: +7 701 881 22 06
1. Аюпов Н.Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. Монография. Алматы: КазНПУ им. Абая. Издательство «КИЕ», 2012. 256 С. 2. Аязбекова С. Ш. Тенгрианство и двоеверие тюрко-монгольских народов. Respublica Literaria. 2020, Т. 1. № 2. С. 150–165. DOI: https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.2.150-165 3. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах, Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. Том 1, 432 С. 4. Гумилев Л.Н. Предки тюрков. Санкт-Петербург, Кристалл, Москва, 2002, AСT, 574 С. 5. Глянцев П. Состояние проблемы пересадки органов в СССР в 1970–1971 г. и пути ее дальнейшего решения (Ю.М. Лопухин, А.Г. Лапчинский, В.П. Демихов). Трансплантология. 2023, 15(4):541-558. URL: https://doi.org/10.23873/2074-0506-2023-15-4-541-558 6. Жумаганбетов Т.С. Культ Тенгри как основа государственной идеологии древнетюркского каганата. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2006, № 2. С. 119–126. 7. Иманбаев K. М. Трансплантология в Казахстане: шанс на жизнь, «листы ожидания», дефицит доноров. Новостной раздел 01.10.2024. URL: https://transplant.kz/ru/novostnoj-tsentr/novosti. Дата обращения 10.2024 8. Иманбаев K.М. В этом году 2 человека пожертвовали органы, подарив жизнь 10 пациентам, Интервью телеканалу Kokshe, 05.11.2024, URL: https://kokshetv.kz Дата обращения 11.2024 9. Как казахстанцы относятся к посмертному донорству. Информационный портал Inva.kz., социальный опрос, 14.10.2020, URL: https://inva.kz//kak-kazahstancy-otnosyatsya-k-posmertnomu-donorstvu-opros/ 10. Кодар А. Тенгрианство в контексте монотеизма. Новые исследования Тувы, 2009, № 1-2, С. 216–225. www.tuva.asia 11. Кутубаева А. Единую информационную систему доноров создадут тюркские страны. Новостной канал Ulysmedia.kz, 08.10.2024, URL: https://ulysmedia.kz/news/39244. Дата обращения 11.2024 12. Мустафина Р.М. Традиции почитания святых у казахов, образы которых связаны с официальной исламской традицией. Вестник КазНУ. Востоковедение, 2008. №3. С. 31-37 13. Народный микрофон. Опрос казахстанцев о донорстве. Телевизионный канал, 24KZ, 09.11.2022, URL: https://24.kz/ru/o-telekanale/item/572469-opros-kazakhstantsev-o-donorstve-narodnyj-mikrofon. Дата обращения 11.2024 14. Оконешникова Н.Л., Афанасьева Е.В. Отношение к суициду в культуре Тенгри. Журнал Вестник СВ ФУ им. М. К. Аммосова, Россия, 2021, УДК 159.99 № 1 (25) С. 38-45 15. Орлова М. Трансплантация. Тюркские страны создадут единую информационную систему. Телеканал 24.KG, 08.10.2024. URL: https://24.kg/obschestvo/307469/. Дата обращения 11.2024 16. Элкеева К.В Кыргызстане снова поднимают инициативу о признании тенгрианства религией. Радио «Азаттык». 13.10.2018, URL: http://azattyk.org/a/kyrgyzstan-tengrianstvo/29541501.html. Дата обращения 10.2024 17. Религия в Казахстане. HeritageNet Kazakhstan. 2014, URL: http://www.heritagenet.unesco.kz/kz/content/duhov culture/religia/religia in kz.htm. 18. Республиканский центр по координации трансплантации и высокотехнологических медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Раздел – новостной центр, 22.10.2024. URL: https://www.transplant.kz/ru/novostnoj-tsentr/my-v-smi/. Дата обращения 11.2024 19. Ситказинов А.К. Органное донорство в Казахстане. Интервью на канале 24.kz 12.11.2024, URL: https://www.transplant.kz/. Дата обращения 11.2024 20. Сулейменов О. «Аз и Я», Алма-Ата, 1975. - C. 271-273 21. Уланов М.С. Тенгрианство в истории и культуре номадов Центральной Азии. Новые исследования Тувы, 2022, № 3, С. 103-112, URL: https://doi.org/10.25178/nit.2022.3.8 22. Хвастунова Ю.В. Современное тенгрианство (на примере версии тенгрианства Сата В. А. в Республике Алтай). Colloquium heptaplomeres. 2018, No 5. С. 33–43. 23. Albar M.A. Islamic ethics of organ transplantation and brain death. Saudi J Kidney Dis Transpl. 1996. 7(2):109-114. 24. Albar M.А. Organ transplantation: a Sunni Islamic perspective. Saudi J Kidney Dis Transpl. 2012, 23(4): 817-822. 25. Al Sayyari A.A. The history of renal transplantation in the Arab world: a view from Saudi Arabia, Am J Kidney Dis. 2008, 51(6):1033-1046. 26. Afzal Aghaee M., Dehghani M., Sadeghi M., Khaleghi E. Awareness of Religious Leaders' Fatwa and Willingness to Donate Organ. Int J Organ Transplant Med. 2015, 6(4):158-164. 27. Akrami S.M., Osati Z., Zahedi F., Raza M. Brain death: recent ethical and religious considerations in Iran. Transplant Proc. 2004, 36(10): 2883-2887. 28. Al-Faqih S. The influence of islamic views on public attitudes towards kidney transplant donation in a Saudi Arabian community. Public Health. 1991, 105(2): 161-165. 29. Al-Khader A., Shaheen F., Al-Jondeby M. Important social factors that affect organ transplantation in Islamic countries. Exp Clin Transplant. 2003, 1(2): 96-101. 30. Alkhawari F., Stimson G., Warrens A. Attitudes toward transplantation in U.K. Muslim Indo-Asians in West London. Am J Transplant. 2005, 5(6): 1326-1331. 31. Al Sayyari A.A. The history of renal transplantation in the Arab world: a view from Saudi Arabia. Am J Kidney Dis. 2008, 51(6):1033- 1046. 32. Arbour R., Al Ghamdi H., Peters L. Islam, brain death, and transplantation: culture, faith, and jurisprudence. AACN Adv Crit Care. 2012, 23(4): 381-394. 33. Atigetchi D. The discussion on human organ transplantation in the Islamic states. Med Law. 1996, 15(4): 691-694. 34. Chamsi-Pasha H., Albar M. Do not resuscitate, brain death, and organ transplantation: Islamic perspective. Avicenna J Med. 2017, 7(2): 35-45. 35. Darr A., Randhawa G. Public opinion and perceptions of organ donation and transplantation among Asian communities: an exploratory study in Luton, UK. Int J Health Promot Edu. 1999, 37(2): 68-74. 36. Ebrahim A. Organ transplantation: contemporary Sunni Muslim legal and ethical perspectives. Bioethics. 1995, 9(3-4): 291-302. 37. Einollahi B., Nourbala M.H., Bahaeloo-Horeh S., Assari S., Lessan-Pezeshki M., Simforoosh N. Deceased-donor kidney transplantation in Iran: trends, barriers and opportunities. Indian J Med Ethics. 2007, 4(2): 70-72. 38. El-Shahat Y. Islamic viewpoint of organ transplantation. Transplant Proc. 1999, 31(8): 3271-3274. 39. Epstein M., Danovitch G. Organ donation and organ trafficking: from dangerous anarchy to problematic equilibrium. Paediatr Child Health. 2013, 23(11): 492-496. 40. Hafzalah M., Azzam R., Testa G., Hoehn K.S. Improving the potential for organ donation in an inner city Muslim American community: the impact of a religious educational intervention. Clin Transplant. 2014, 28(2): 192-197. 41. Gauher S.T., Khehar R., Rajput G. et al. The factors that influence attitudes toward organ donation for transplantation among UK university students of Indian and Pakistani descent. Clin Transplant. 2013, 27(3): 359-367. 42. Ghaly M. 2012. Religio-ethical discussions on organ donation among Muslims in Europe: An example of transnational Islamic bioethics. Medicine, Health Care and Philosophy 15: 207–218. 43. Ghods A., Savaj S. Iranian model of paid and regulated living-unrelated kidney donation. Clin J Am Soc Nephrol. 2006, 1(6): 1136-1145. 44. Ghods A. Current status of organ transplant in Islamic countries. Exp Clin Transplant. 2015, 13(1): 13-17. 45. Golmakani M., Niknam M., Hedayat K. Transplantation ethics from the Islamic point of view. Med Sci Monit. 2005, 11(4): RA105-RA109. 46. Guden E., Cetinkaya F., Nacar M. Attitudes and behaviors regarding organ donation: a study on officials of religion in Turkey. J Relig Health. 2013, 52(2): 439-449. 47. Gurdil Yilmaz S., Opak Yucel B., Cuhadar D. Knowledge and attitudes of the faculty of theology students on organ transplantation. J Relig Health. 2017, 56(3): 1042-1051 48. Jafar T.H. Organ trafficking: global solutions for a global problem. Am J Kidney Dis. 2009, 54(6): 1145-1157. 49. Jaffer I.H., Alibhai S.M.H. The permissibility of organ donation, end-of-life care, and autopsy in Shiite Islam: A case study. In: JE Brockopp, T Eich (Eds.), Muslim Medical Ethics: From Theory to Practice. Columbia, SC: University of South Carolina Press. 2008, 167–181. x, 298 pp. 50. Joshi M.S. Whose decision is it? Organ donation attitudes among young UK South Asians. Psychol Stud. 2011, 56(1): 86-97. 51. Karim A., Jandu S., Sharif A. A survey of South Asian attitudes to organ donation in the United Kingdom. Clin Transplant. 2013, 27(5): 757-763. 52. Kececioglu N., Tuncer M., Yucetin L., Akaydin M., Yakupoglu G. Attitudes of religious people in Turkey regarding organ donation and transplantation. Transplant Proc. 2000, 32(3): 629-630. 53. Keten H.S., Keten D., Ucer H. et al. Knowledge, attitudes, and behaviors of Mosque Imams regarding organ donation. Ann Transplant. 2014, 19: 598-603. 54. Kobus G., Malyszko J., Malyszko J. Do age and religion have an impact on the attitude to organ transplantation? Transplant Proc. 2016, 48(5): 1354-1359. 55. Kuddus R.H. Islamic founding principles on organ transplantation and the evolution of Islamic scholarly opinions on the subject, Transplant Proc. 2014, 46(6):2043-2045). 56. Laruelle Marlène. Religious revival, nationalism and the “invention of tradition”: political Tengrism in Central Asia and Tatarstan.” Central Asian Survey. 2007, 26(2): 203–16.doi: 10.1080/02634930701517433. S2CID 145234197. 57. Li A.H., McArthur E., Maclean J. et al. Deceased organ donation registration and familial consent among Chinese and South Asians in Ontario, Canada. PLoS ONE. 2015, 10(7):e0124321. 58. Mahdavi-Mazdeh M., Rouchi A.H., Rajolani H., Norouzi S., Aghighi M., Ahrabi S. Transplantation registry in Iran. Transplant Proc. 2008, 40 (1):126-128. 59. Miller A., Ziad-Miller A., Elamin E. Brain death and Islam: The interface of religion, culture, history, law, and modern medicine. Chest. 2014, 146(4): 1092-1101. 60. Moazam F. Pakistan and kidney trade: battles won, battles to come. Med Health Care Philos. 2013, 16: 925-928. 61. Moazam F., Jafarey A.M., Shirazi B. To donate a kidney: public perspectives from Pakistan. Bioethics. 2014, 28(2): 76-83. 62. Mohamed E., Guella A. Public awareness survey about organ donation and transplantation. Transplant Proc. 2013, 45(10): 3469-3471. 63. Muliira R.S., Muliira J.K. A review of potential Muslim organ donors' perspectives on solid organ donation: lessons for nurses in clinical practice. Nurs Forum. 2014, 49(1): 59-70. 64. Nur Altınörs, Mehmet Haberal. Brain Death and Transplant in Islamic Countries. Exp. Clin. Transplant. 2016, Nov. 4 (Suppl 3):48-52. 65. Padela A., Arozullah A., Moosa E. Brain death in islamic ethico-legal deliberation: challenges for applied islamic bioethics. Bioethics. 2013, 27(3): 132-139. 66. Padela A. I., Auda J. The Moral Status of Organ Donation and Transplantation Within Islamic Law: The Fiqh Council of North America’s Position. Transplantation Direct, 6(3). 2020, https://doi.org/10.1097/TXD.0000000000000980 67. Rady M., Verheijde J., Ali M. Islam and end-of-life practices in organ donation for transplantation: New questions and serious sociocultural consequences. HEC Forum. 2009, 21(2): 175-205. 68. Rady M., Verheijde J. Campaigning for organ donation at mosques. HEC Forum. 2016, 28(3): 193-204. 69. Ralph A., Alyami A., Allen R. et al. Attitudes and beliefs about deceased organ donation in the Arabic-speaking community in Australia: a focus group study. BMJ Open. 2016, 6(1):e010138. 70. Roux Jean-Paul. The religion of the Turks and the Mongols. Paris, Payot, 01.02.1984. E № 1, 323 p. 71. Shah Z.A., Auda J., Badawi J., Padela A. Fiqh Council of North America: Fatwa on organ donation and transplantation. 2018. http://fiqhcouncil.org/on-organ-donation-and-transplantation/. Accessed September 02, 2018. 72. Shaheen F., Al-Jondeby M., Kurpad R., Al-Khader A. Social and cultural issues in organ transplantation in Islamic countries. Ann Transplant. 2004, 9(2): 11-13. 73. Sharif A., Jawad H., Nightingale P. et al. A quantitative survey of western muslim attitudes to solid organ donation. Transplantation. 2011, 92(10): 1108-1114. 74. Sheikh A. Death and dying – a Muslim perspective. J R Soc Med. 1998, 91(3): 138-140. 75. Si-Ahmed E. The first two cadaveric renal transplantations in Blida, Algeria. Transplant Proc. 2011, 43(9): 3431-3432. 76. Tarhan M., Dalar L., Yildirimoglu H., Sayar A., Altin S. The view of religious officials on organ donation and transplantation in the Zeytinburnu District of Istanbul. J Relig Health. 2015, 54(6): 1975-1985. 77. Tumin M., Noh A., Satar N. et al. Organ donation in muslim countries: the case of Malaysia. Ann Transplant. 2013, 18(1): 671-676. 78. Uskun E., Ozturk M. Attitudes of Islamic religious officials toward organ transplant and donation. Clin Transplant. 2013, 27(1): E37-E41.
Көрген адамдардың саны: 11


Мақалалар санаты: Біртума зерттеу

Библиографиялық сілтемелер

Куттымуратов Г.М., Ошакбаев К.П., Айнакулов А.Ж., Аяганов А.Н., Жарасов Д.А., Бекбергенова Д.Ж., Тулеужан А.Ж., Удербаев Н.Н., Асанова А. Ислам, тенгрианство и трансплантация органов в Казахстане: обзор и проблемы развития органного донорства // Наука и Здравоохранение. 2025. Vol.27 (2), С.232-243. doi 10.34689/SH.2024.27.2.025

Авторизируйтесь для отправки комментариев