Online ISSN: 3007-0244,
Print ISSN:  2410-4280
К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В свете модернизации высшего медицинского образования в Казахстане формирование фундаментальных знаний принадлежит к числу актуальных проблем общей подготовки врачей, для которых биохимические методы исследования являются значительным источником диагностической информации. Понимание сути и взаимосвязи биохимических процессов в организме способствует формированию клинического мышления современного специалиста. С учетом актуальности проблемы статья посвящена определению методов и форм усовершенствования процесса преподавания биохимии в медицинском вузе. Рассмотрены активные методы и формы обучения, описаны различные методики проведения интегрированных занятий с использованием клинических ситуационных задач. На основании накопленного опыта преподавания биохимии на кафедре сформулированы рекомендации по улучшению учебного процесса, позволяющие повысить качество обучения.
Жанаргуль К. Смаилова 1, Рауза Р. Олжаева 1, Алия Р. Алимбаева 2, Динара Д. Муртазина 1, Каламкас Т. Сыдыкова 1, Бахытбек С. Советов 1, Айгуль Ш. Омарова 1, Раушан Т. Динжуманова 1, Николай Н. Сентябрев 3 1 Кафедра биохимии и химических дисциплин, 2 Кафедра педиатрии, Государственный медицинский университет города Семей, г.Семей, Республика Казахстан; 3 Кафедра анатомии и физиологии, Волгоградская Государственная Академия физической культуры, г. Волгоград, Российская Федерация
1. Абдуллина Г.М., Карягина Н.Т., Князева О.А., Кулагина И.Г., Камилов Ф.Х. Cовременные подходы к преподаванию биологической химии в медицинском вузе URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/c113-9/16356-c113-172. (дата обращения: 05.05.2017). 2. Артюкова О.А., Лемешко Т.Н., Шуматова В.Ф. Повышение эффективности освоения дисциплины «Биологическая химия» с использованием элементов технологии проектно-созидательного обучения. Инновационные технологии в высшем медицинском образовании. Проблемы. Анализ. Суждения. Владивосток: Медицина ДВ. 2013. вып.17. С.117-121. 3. Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы Республики Казахстан. URL: http://control.edu.gov.kz/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2011-2020-gody (дата обращения: 10.08.2018). 4. Госпрограмма «Денсаулык» на 2016-2019 годы. URL: https://strategy2050.kz/static/files/pr/gprz_ru.pdf. (дата обращения: 26.09.2018). 5. Даирова К.Н. Назарбаев университет – новый импульс роста системы высшего образования Казахстана // Высшая школа Казахстана. 2014. №1 С. 9. URL: http://www.naric-kazakhstan.kz (дата обращения: 20.09.2018). 6. Дорожная карта проекта «Модернизация медицинского образования и науки» МЗ РК. URL: http://www.rcrz.kz/images/pr7-DK.pdf (дата обращения: 25.08.2018). 7. Досмагамбетова Р.С., Риклефс И.М., Риклефс В.П., Букеева А.С., Муратова А.З., Калиева Ш.С., Касатова А.М. Особенности медицинского образования в Казахстане // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. №4 (18) №1. С.75-85 8. Жакыпова Ф.Н. Казахстанский опыт реализации принципов Болонского процесса // Высшая школа Казахстана. 2014. №1.С. 6-9 9. Захарова Ю.Э., Демидчик Л.А., Колесникова Е.А., Айтбаева К.П. Особенности преподавания биохимии студентам-иностранцам в условиях кредитной системы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21771 (дата обращения: 26.09.2018). 10. Князева М.В., Бабаева О.И. О специфике и способах повышения эффективности преподавания биохимии в медицинских вузах // Сб. Наука і освіта. Медицина. Материалы научно-практ. конф. Днепропетровск. 2004. С.54-57. 11. Омирбаев С.М. Ключевые тренды Болонского процесса в казахстанских вузах: адаптация и развитие. // Высшая школа Казахстана. 2014. №1. С.29-37 12. Отчет о реализации принципов Болонского процесса в Казахстане// Министерство образования и науки Республики Казахстан. Центр Болонского процес-са и академической мобильности. Астана, 2012. С. 12. 13. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции». URL: http://khabar.kz/ru/news/politika/item/101137-opublikovan-tekst-poslaniya-prezidenta-rk-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana (дата обращения: 26.09.2018). 14. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). Новосибирск: Изд-во НГАУ. 2012. 58 с. 15. Симоненко Н.Н. Управление образователь-ными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. С. 201−206. 16. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: Материалы XIV Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск. 2012. С. 23–25 17. Bonde M. Improving biotech education through gamified laboratory simulations // FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-028. P. 360. 18. Eksioglu S., Sepici-Dincel A., Atik A.D., Erkoc F. Effective teaching and learning of biochemistry and molecular life sciences with action-oriented and e-learning approaches versus instructor-dominated lecture methods // FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-005. P. 354. 19. Kocak A., Akdogan G.G. A special study module in medical education^ A model of scleroderma induced by bleomycin // FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-001. P. 353. 20. Tanner J.A. Developing scientific writing and integrating feedback for undergraduate biomedical students through mimicking the professional journal article review process // FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-007. P. 355. 21. Tuncel H., Korpinar A. Voluntary student research groups in medical education: Teaching teamwork // FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-004. P. 354. References: 1. Abdullina G.M., Karyagina N.T., Knyazeva O.A., Kulagina I.G., Kamilov F.Kh. Covremennye podkhody k prepodavaniyu biologicheskoi khimii v meditsinskom vuze [Modern approaches to the teaching of biological chemistry at the medical university] URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/c113-9/16356-c113-172 (дата обращения: 05.05.2017). [in Russian] 2. Artyukova O.A., Lemeshko T.N., Shumatova V.B. Povyshenie effektivnosti osvoeniya distsipliny «Biologicheskaya khimiya» s ispol'zovaniem elementov tekhnologii proektno-sozidatel'nogo obucheniya [Improving the efficiency of development of the discipline "Biological chemistry" using elements of technology design and creative training]. Innovatsionnye tekhnologii v vysshem meditsinskom obrazovanii. Problemy. Analiz. Suzhdeniya. Vladivostok: Meditsina DV. [Innovative technologies in higher medical education. Problems. Analysis. Judgments. Vladivostok: Medicine for East]. 2013. vol.17. P. 117-121 [in Russian] 3. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2020 gody Respubliki Kazakhstan [State program of education development for 2011-2020 of the Republic of Kazakhstan] URL: http://control.edu.gov.kz/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2011-2020-gody (date of appeal: 10.08.2018). [in Russian] 4. Gosprogramma «Densaulyk» na 2016-2019 gody. [The program "Densaulyk" for the years 2016-2019] URL: https://strategy2050.kz/static/files/pr/gprz_ru.pdf. (date of appeal: 26.09.2018). [in Russian] 5. Dairova K.N. Nazarbaev universitet – novyi impul's rosta sistemy vysshego obrazovaniya Kazakhstana [Nazarbayev University-a new impetus to the growth of higher education in Kazakhstan]. Vysshaya shkola Kazakhstana. [Higher school of Kazakhstan]. 2014. №1. P. 9. URL: http://www.naric-kazakhstan.kz (date of appeal: 20.09.2018). [in Russian] 6. Dorozhnaya karta proekta «Modernizatsiya meditsinskogo obrazovaniya i nauki» MZ RK. [Road map of the project "Modernization of medical education and science" MH RK] URL: http://www.rcrz.kz/images/pr7-DK.pdf (date of appeal: 25.08.2018). [in Russian] 7. Dosmagambetova R.S., Riklefs I.M., Riklefs V.P., Bukeeva A.S., Muratova A.Z., Kalieva Sh.S., Kasatova A.M.. Osobennosti meditsinskogo obrazovaniya v Kazakhstane [Features of medical education in Kazakhstan]. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. [Medical education and professional development]. 2014. №4 (18) №1. P. 75-85 [in Russian] 8. Zhakypova F.N. Kazakhstanskii opyt realizatsii printsipov Bolonskogo protsessa [Kazakhstan's experience in implementing the principles of the Bologna process]. Vysshaya shkola Kazakhstana. [Higher school of Kazakhstan]. 2014. No. 1. P. 6-9 [in Russian] 9. Zakharova Yu.E., Demidchik L.A., Kolesnikova E.A., Aitbaeva K.P. Osobennosti prepodavaniya biokhimii studentam-inostrantsam v usloviyakh kreditnoi sistemy [Features of teaching biochemistry to foreign students in the credit system]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education. 2015. No. 2-2.] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21771 (date of appeal: 26.09.2018). [in Russian] 10. Knyazeva M.V., Babaeva O.I. O spetsifike i sposobakh povysheniya effektivnosti prepodavaniya biokhimii v meditsinskikh vuzakh [The specifics and ways to improve the effectiveness of teaching biochemistry in medical universities]. Sb. Nauka і osvіta. Meditsina. Materialy nauchno-prakt.konf. Dnepropetrovsk [Materials of scientific practice conf]. Dnepropetrovsk. 2004. P. 54-57 [in Russian] 11. Omirbaev S.M. Klyuchevye trendy Bolonskogo protsessa v kazakhstanskikh vuzakh: adaptatsiya i razvitie [Key trends of the Bologna process in Kazakhstan universities: adaptation and development]. Vysshaya shkola Kazakhstana [Higher school of Kazakhstan]. 2014. No. 1. P. 29-37. [in Russian] 12. Otchet o realizatsii printsipov Bolonskogo protsessa v Kazakhstane [Report on the implementation of the principles of the Bologna process in Kazakhstan]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan. Tsentr Bolonskogo protsessa i akademicheskoi mobil'nosti. [Ministry of education and science of the Republic of Kazakhstan. Center for Bologna process and academic mobility]. Astana, 2012. P.12. [in Russian] 13. Poslanie Prezidenta RK N.A.Nazarbaeva «Novye vozmozhnosti razvitiya v usloviyakh Chetvertoi promyshlennoi revolyutsii». [The message of the President of RK N.Nazarbayev "New possibilities of development in the context of the Fourth industrial revolution"] URL: http://khabar.kz/ru/news/politika/item/101137-opublikovan-tekst-poslaniya-prezidenta-rk-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana (date of appeal: 26.09.2018). [in Russian] 14. Reutova E.A. Primenenie aktivnykh i interaktivnykh metodov obucheniya v obrazovatel'nom protsesse vuza (metodicheskie rekomendatsii dlya prepodavatelei Novosibirskogo GAU) [The use of active and interactive teaching methods in the educational process of the University]. [Novosibirsk: Publishing house of Novosibirsk state agrarian University]. 2012. 58 p. 15. Simonenko N.N. Upravlenie obrazovatel'nymi uslugami s primeneniem innovatsionnykh metodov obucheniya [Management of educational services using innovative teaching methods]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of the Pacific national University. 2012. No. 2. P. 201-206]. [in Russian] 16. Cherkasov M.N. Innovatsionnye metody obucheniya studentov. Innovatsii v nauke: Materialy XIV Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. [Innovative methods of teaching students Innovations in science: Materials XIV international correspondence scientific-practical conference]. Novosibirsk. 2012. P. 23-25. [in Russian] 17. Bonde M. Improving biotech education through gamified laboratory simulations. FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-028. P. 360. 18. Eksioglu S., Sepici-Dincel A., Atik A.D., Erkoc F. Effective teaching and learning of biochemistry and molecular life sciences with action-oriented and e-learning approaches versus instructor-dominated lecture methods. FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-005. P. 354. 19. Kocak A., Akdogan G.G. A special study module in medical education^ A model of scleroderma induced by bleomycin. FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-001. P. 353. 20. Tanner J.A. Developing scientific writing and integrating feedback for undergraduate biomedical students through mimicking the professional journal article review process. FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-007. P. 355. 21. Tuncel H., Korpinar A. Voluntary student research groups in medical education: Teaching teamwork. FEBS Journal, 2015. Berlin, Germany.V. 282. Supplement 1. P38-004. P. 354.
Количество просмотров: 573

Ключевые слова:

Категория статей: Медицинское образование

Библиографическая ссылка

Смаилова Ж.К., Олжаева Р.Р., Алимбаева А.Р., Муртазина Д.Д., Сыдыкова К.Т., Советов Б.С., Омарова А.Ш., Динжуманова Р.Т., Сентябрев Н.Н. К вопросу преподавания базовых дисциплин в свете модернизации медицинского образования // Наука и Здравоохранение. 2018. 5 (Т.20). С. 177-184. Smailova Zh.K., Olzhaeva R.R., Alimbaeva A.R., Murtazina D.D., Sydykova K.T., Sovetov B.S., Omarova A.Sh., Dinzhumanova R.T., Sentyabrev N.N. To the question of teaching basic disciplines in light of the modernization of medical education. Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2018, (Vol.20) 5, pp. 177-184. Смаилова Ж.К., Олжаева Р.Р., Алимбаева А.Р., Муртазина Д.Д., Сыдыкова К.Т., Советов Б.С., Омарова А.Ш., Динжуманова Р.Т., Сентябрев Н.Н. Медициналық білім беруді жаңғырту аясында негізгі пәндерді оқыту сұрақтары // Ғылым және Денсаулық сақтау. 2018. 5 (Т.20). Б. 177-184.

Авторизируйтесь для отправки комментариев